На этой неделе в Кэмп-Дэвиде президент Буш проведет встречу с российским президентом Владимиром Путиным. Лидеры двух стран обсудят ситуацию в послевоенном Ираке, а также проблемы американо-российских отношений. Путин, как и лидеры Франции и Германии, выступал в Совете безопасности ООН против войны в Ираке. Но продолжающиеся переговоры по новой резолюции ООН могут привести к тому, что Москва возьмет на себя новые обязательства.
24 сентября с утра московский корреспондент The Washington Post Сьюзен Глассер отвечала в режиме онлайн на вопросы о российско-американском саммите, которые задавали по Интернету читатели газеты из различных стран мира.
Вопрос: Вы могли бы рассказать немного о темах, которые президенты Буш и Путин обсудят в ходе саммита?
Сьюзен Глассер: В Москве предстоящему саммиту придают большое значение. Ожидается, что иракская проблема будет на встрече главной. Ранее Путин консолидировался с позицией Франции и Германии, выступивших против иракской войны. Однако недавно Путин дал понять, что Москва может занять более гибкую позицию в вопросе о новой резолюции ООН. Он даже затронул вопрос о российских силах по поддержанию мира в Ираке, хотя этот вариант вряд ли будет реализован.
Другая тема саммита - российское сотрудничество с Ираном в области освоения ядерной энергии, которое, по мнению США представляет угрозу распространения оружия массового поражения. США также проявляют интерес к идее увеличения импорта в страну российской нефти и газа. Стороны обсудят совместную борьбу с терроризмом. Но иракская тема в повестке дня будет приоритетной.
Вопрос: На прошлой неделе президент Путин смущенно признал, что в советский период он слушал музыку Beatles и нарушал запреты советских властей на эту музыку. Путин прибыл на концерт Пола Маккартни, который проходил в Москве, и мы могли наблюдать, как его телохранители пританцовывали в такт музыке. Однако сам Путин оставался невозмутимым. Мой вопрос состоит в следующем: действительно ли противоречивость Путина состоит в том, что, с одной стороны, он является человеком КГБ и отвергает западные идеи, а, с другой - воспринимает западную музыку и западные идеи?
Сьюзен Глассер: Возможно, Вы сделали несколько своеобразный, но очень интересный анализ... Вы обратили внимание на интересное противоречие Путина как политического деятеля - его балансирование между приверженностью к символике советской эры и новой риторикой экономической реформы и, по крайней мере, формальным уважением к понятию демократии. После десятилетий опыта в советском государстве россияне накопили огромный опыт в том, что касается оценки символики общественных событий. Им не надо объяснять, почему Путин выступает в пользу восстановления советского государственного гимна. Им также не надо комментировать, почему тот же Путин слушает на Красной площади песню "Back in the USSR".
Вопрос: Насколько Путин популярен в России?
Сьюзен Глассер: Популярность Путина в России поразительна, и конечно, многие мировые лидеры, которые его поддерживают, могли бы позавидовать его популярности. Сегодня, согласно опросам, его поддерживают 75% россиян. В нем видят вероятного победителя на следующих президентских выборах, которые состоятся в следующем году. В то же время правительство России во главе с Михаилом Касьяновым не пользуется популярностью: 59% российских граждан, согласно опросу, не одобряют деятельность правительства.
Вопрос: Будет ли президент Буш критиковать Путина за нарушения прав человека и ущемление прав российской прессы?
Сьюзен Глассер: С момента своей встречи с Путиным весной 2001 года Буш ни разу не критиковал российского президента за указанные проблемы, хотя другие официальные американские чиновники иногда позволяли себе такие критические заявления. Даже упоминания о Чечне стали редкостью на встречах Буша с Путиным, и будет интересно посмотреть, каково мнение президента США о президентском марафоне в Чечне, где ставленник Кремля является единственным серьезным кандидатом на пост главы республики.
Вопрос: В последнее время очень много говорят о сотрудничестве между США и Россией в переработке обогащенного урана, имеющегося в других странах. Это старая история. Также утверждают, что Путин эксплуатирует эту тему, чтобы вынудить западные страны выделить побольше денег. Какова перспектива решения этой проблемы?
Сьюзен Глассер: Обе страны приветствуют сотрудничество в этой сфере как существенный вклад в борьбе с угрозой ядерного терроризма. Но в списке Госдепартамента значатся еще 23 объекта, где хранение обогащенного урана связано с риском. По некоторым оценкам, потребуется четверть столетия, чтобы обеспечить безопасность этого ядерного материала. Американские официальные лица заявили, что по данному вопросу нужно в скором времени подписать новое соглашение с российским правительством. Российская сторона "в принципе" согласна, но работа по подготовке проекта замедляется различными бюрократическими процедурами. Суть предложения в том, что США планируют обеспечить финансирование этого проекта.
Вопрос: Какую замечательную статью вы опубликовали о ветеранах КГБ, или «силовиках», и о том, как они взяли власть в России. Это должен каждый прочитать, чтобы понять Россию Путина сегодня. Как Вы думаете, как рядовые россияне оценивают эту тенденцию?
Сьюзен Глассер: Это - настолько хороший вопрос, что могут подумать, что его задал мой супруг. Я подозреваю, что позиция россиян по данному вопросу неоднозначна. После хаоса 90-х гг. они склонны поддержать усилия Путина по наведению порядка. Но, с другой стороны, опросы показывают, что 63 процента россиян не доверяют ФСБ. Это преемник КГБ.
Вопрос: Я могу предположить что двуличие КГБ, который берет под свой контроль все сферы власти, должна заставить нас сфокусировать внимание на нашей собственной ситуации, поскольку мы изучаем "душу" Буша, Рамсфелда и Чейни. Мы видим, как дискредитируется демократия, когда авторитарные и высокомерные лидеры устанавливают новый порядок. Даже кандидат в президенты от Демократической партии Уэсли Кларк тоже, похоже, имеет склонность к отходу от принципов демократической Конституции и соблюдения гарантированных в ней гражданских свобод. После трагедии 11 сентября американское общество живет в атмосфере страха. Добавьте к этому плохо продуманную войну в Ираке, для начала которой не было никакой четкой причины.
Сьюзен Глассер: Вы не задали вопрос. Но я могу сказать следующее: есть очень сильные различия между "управляемой демократией» Путина и политической системой США. Наследие Советского Союза продолжает оказывать влияние на жизнь России, и даже вопрос о том, какая форма правления - демократия или авторитаризм - нужны, здесь вызывает споры. Другое дело - политическая система США, где вне зависимости от того, кто находится у власти в Белом Доме, форма правления остается неизменной.