Президент Буш, который сегодня и завтра проведет в Кэмп-Дэвиде встречи с президентом России Владимиром Путиным, должен воспользоваться шансом для того, чтобы придать российско-американским отношениям новое качество. Логика для такого изменения выглядит убедительной, особенно, что касается интересов США в Ираке, и это понимают российские официальные лица. Это новое мышление - результат нескольких факторов, включающих совместный опыт России и Соединенных Штатов, ставших жертвами терроризма.
У обеих стран имеется также взаимный интерес в установлении большей стабильности на Ближнем Востоке. Дополнительные усилия обеих стран могут ускорить восстановление Ирака и способствовать прекращению беспорядков в этой стране. Россия и США имеют опыт борьбы с терроризмом. В крупных городах обеих стран имели место теракты: 11 сентября 2001 года произошли теракты в Вашингтоне и Нью-Йорке, а год назад чеченские террористы захватили заложников в Москве.
Разрушительное воздействие этих событий вызвало в США и России решимость противостоять террористической угрозе. Россия помогала и продолжает помогать США в военной кампании против движений «Талибан» и «Аль-Каида» в Афганистане. И хотя между США и Россией существовали разногласия в иракском вопросе, тем не менее президент Путин согласился с Бушем в том, что политика Саддама Хусейна оказывала дестабилизирующее воздействие на ситуацию на Ближнем Востоке.
Президенты США и России также согласились с тем, что Иран не должен обладать ядерным оружием. После того, как МАГАТЭ обнаружила следы обогащенного урана на АЭС иранского города Натанц, Россия на переговорах с Ираном ужесточила свои требования относительно ядерной программы этой страны. Россия также сотрудничает с США в поиске путей урегулирования кризиса, связанного с ядерными амбициями Северной Кореи.
Позиция России по этим вопросам начала меняться совсем недавно, и эти изменения уже становятся заметными. Президент Путин заявил о готовности своей страны вместе с США участвовать в процессе установления стабильности на Ближнем Востоке. В своем заявлении для прессы, сделанном в прошлом месяце, Владимир Путин подчеркнул, что Россия поддержит идею размещения в Ираке международных войск. Причем даже в том случае, если руководить действиями этих войск будут США. Но при условии, что решение об этом будет принято на заседании СБ ООН. Еще полгода назад подобное высказывание было бы немыслимым.
Стремление США добиться более активного участия России в восстановлении Ирака продиктовано корыстным прагматизмом. Российские специалисты лучше американцев изучили иракскую инфраструктуру и знают, как ее восстановить (в конце концов, именно россияне создавали большую часть этой инфраструктуры). И российская сторона проявляет готовность участвовать в усилиях по восстановлению подачи электроэнергии, обеспечении населения питьевой водой и другими коммунальными услугами.
Если учесть, что Россия поддерживает стабильные отношения с племенными иракскими лидерами, ей будет несложно заручиться их поддержкой. И было бы намного лучше, если иракцы не будут полагаться на иностранные войска, а сами обеспечат безопасность и стабильность своей страны. Правда, Россия собирается помогать Америке не бескорыстно. В обмен на свое участие в финансировании и осуществлении процесса восстановления Ирака Россия потребует гарантий того, что нефтяные контракты, подписанные до войны в Ираке, сохранят свою юридическую силу.
США должны согласиться с этим требованием не в последнюю очередь потому, что у них нет законных оснований для аннулирования этих контрактов. Участие России в процессе восстановления Ирака не только приведет к установлению стабильности на Ближнем Востоке и принесет пользу российской экономике. Конкретную выгоду почувствуют и рядовые россияне.
Прошедшее десятилетие было болезненным для российского народа. За этот период в России доход на душу населения уменьшился на две трети. Россияне также потеряли половину «своей» территории, а страна утратила статус сверхдержавы. Усиление роли России в решении актуальных глобальных проблем окажет сильное воздействие на представление простых россиян о себе и своих лидерах, об их стране, о ее роли в мировых делах.
Хотя корни Америки более тесно связаны со странами Западной Европы, тем не менее, Соединенным Штатам не нужно делать выбор между Россией и Европой. Америка всегда будет заинтересована в том, чтобы сотрудничать как с Россией, так и с Западной Европой.
* Роберт МакФарлейн (Robert McFarlane) - бывший советник президента США по национальной безопасности в администрации Рональда Рейгана. Он занимал этот пост с 1983 до 1985 гг. В настоящее время является главой энергетической и экологической консалтинговой компании в Вашингтоне.