Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Путин научит Буша рисовать правильно

Цвета российского флага меняются под давлением внешних обстоятельств

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
То, что американские нефтяные компании, к которым Ходорковский обратился с предложением о покупке, не будут даже и думать об этом, не получив одобрения президентов Путина и Буша - вполне очевидно. В начале этого года Ходорковский сообщил своим коллегам из правления ЮКОСа, что у него есть разрешение Путина. Однако после недавнего интервью Путина американским средствам массовой информации стало ясно, что такого разрешения у Ходорковского больше нет.

Царь Алексей Михайлович, отец Петра Первого, считается учредителем первого российского бело-сине-красного триколора, который он придумал в 1668 году. Английский капитан, нанятый для командования первыми военными кораблями российского флота, попросил царя выбрать какой-либо флаг, так как, сказал он царю, у всех государств есть флаг, и если Россия считает себя государством, то она тоже должна иметь флаг. Алексей изучил флаги других стран, выбрал вариант, подобрав подходящие цвета, и затем поднял это флаг на небольшом в то время флоте, ходившем по Волге и Каспийскому морю.

Петр Первый в 1705 году издал новый указ, по которому этот флаг должен был быть поднят на всех торговых судах. Сто пятьдесят лет спустя Александр Второй изменил цвета на черный, желтый и белый. Этот флаг прослужил всего двадцать пять лет, до 1883 года, когда другой царь восстановил триколор. В 1918 году после коммунистической революции триколор был заменен красным флагом. В конце 1980-х годов старый триколор стал символом антикоммунистической оппозиции. Во время путча в августе 1991 года Борис Ельцин выступал под этим флагом. Два года спустя, расстреляв парламент и приняв новую конституцию, Ельцин издал указ, по которому триколор стал государственным флагом. Государственной Думе понадобилось еще семь лет, чтобы закрепить нововведение Конституционным законом.

В наши дни в России ходит анекдот о том, как компания "Coca-Cola" предложилу президенту Владимиру Путину поменять флаг обратно на красный. "Мы бы не возражали против того, чтобы у России опять был красный флаг, - говорит по телефону президент компании Путину, - но не могли бы вы написать на нем 'Coca-Cola'?" "Подождите минуту", - отвечает Путин. Он перезванивает по другому телефону премьер-министру Михаилу Касьянову и спрашивает: "Когда у нас заканчивается контракт с 'Aquafresh'?"

Если в ходе российской революции, которая длится с 1991 года, снова начнется перераспределение власти и богатств, следите за цветом флага. Медленной перестройке, начатой под красным флагом Михаилом Горбачевым, положил конец Ельцин. Борис Николаевич опирался на две силы, в то время не связанные с российским народом - на иностранцев, стремившихся разрушить советский военно-промышленный комплекс; и на группу концессионеров, которым было разрешено заниматься разграблением страны при двух условиях - они должны были платить ему скромные комиссионные, и не должны были выступать против его иностранных покровителей.

Как признавал Путин вскоре после принятия закона о триколоре, он сам был против отказа от прежней цветовой символики власти, иначе "получилось бы, что целое поколение наших граждан прожили бесполезную, бессмысленную жизнь. Я не могу согласиться с этим ни сердцем, ни умом".

Период правления Ельцина ускорил процесс замены "красного" поколения поколением "бело-синим". Как написано на одном из российских геральдических сайтов, белый цвет на нынешнем флаге означает девственность и чистоту, синий - веру, верность и стабильность. Желая выяснить, что думают об этих символах люди, которые контролируют Россию, я попросил местных олигархов рассказать, какие цвета они предпочитают в своих костюмах, рубашках и галстуках.

Однако ни они, ни их представители не пожелали об этом говорить. В "Лукойле" сказали, что этот вопрос носит личный характер, и Вагит Алекперов, возглавляющий эту крупнейшую нефтяную компанию, не будет на него отвечать. Пресс-секретарь Владимира Потанина сказал, что не может ответить на этот вопрос. В офисе "Северстали", ведущем производителе стали в стране, никто не имел представления о цветовых предпочтениях Алексея Мордашова, и никто не осмелился спросить его. В офисе Олега Дерипаски мы столкнулись с еще одним случаем дальтонизма. Что касается Михаила Ходорковского, то один источник по секрету намекнул, что тот предпочитает синие костюмы и красные галстуки.

В античности доминировал красный цвет в сочетании белым и черным. Есть даже указания на то, что греки и римляне вообще не воспринимали синий цвет. Он произвел революцию позднее, в средние века. А после американской революции 18 века пошла мода на сочетание трех цветов. Американский флаг был антифлагом; возможно, если бы британский флаг не был бы с 1603 года красным, белым и синим, американцы могли бы выбрать другой набор цветов. А затем французские офицеры, сражавшиеся в войне за независимость США против Англии, привезли идею трех цветов во Францию, а потом в ходе французской революции сами приняли триколор.

Однако Ходорковский - не революционер. Он продолжает делать то, что начал Ельцин, и покупает за принадлежащие ему российские богатства гарантии безопасности у США. Можно сказать, что белый цвет в его триколоре означает капитуляцию. В конце концов, Ходорковский, наряду с основными акционерами других крупных нефтяных компаний России, "Сибнефтью" и ТНК, один из немногих в российском нефтяном секторе, кто хочет продать свою компанию иностранцам. Лукойл, Роснефть и Сургутнефтегазь - обладают не менее лакомыми кусками для продажи Западу, однако при этом их главные акционеры не спешат прибегать к этой панацее.

То, что американские нефтяные компании, к которым Ходорковский обратился с предложением о продаже, не будут даже и рассматривать его, не получив на то одобрения президентов Путина и Буша - вполне очевидно. В начале этого года Ходорковский сообщил своим коллегам из правления ЮКОСа, что у него есть разрешение Путина. Однако после недавнего интервью Путина американским средствам массовой информации стало ясно, что такого разрешения у Ходорковского больше нет.

Поэтому, когда Буш спросит Путина, что тот думает о сотрудничестве в российском нефтяном секторе, президент России должен достать свою "книжку-раскраску", дать своему американскому коллеге синий карандаш, а потом показать, какая часть карты уже закрашена красным цветом. И если Буш не перепутает белый цвет, означающий девственность и чистоту, с пустым пространством, которое он должен закрасить своим синим карандашом, Путин мягко намекнет ему, что не все в России может перейти в собственность США.