Всемирная конференция по изменению климата, открывшаяся вчера в Москве, предоставила президенту Владимиру Путину превосходную возможность объявить о ратификации Россией Киотского протокола. Однако он ею не воспользовался, вновь избрав тактику намеренного затуманивания проблемы, что характерно для российского подхода. Международная реакция должна быть решительной.
Киотское соглашение, направленное на сокращение выбросов парниковых газов, с которыми связывают изменение климата, вступит в силу только в том случае, если будет ратифицировано странами, на которые приходится 55 процентов всех выбросов. После того, как Соединенные Штаты и Австралия отказались ратифицировать Договор, для достижения этой планки необходимо участие России.
Однако Россия злоупотребляет своим положением. На Всемирном саммите по устойчивому развитию, проходившем в Йоханнесбурге, премьер-министр России Михаил Касьянов сказал делегатам, что ратификация состоится "в самом ближайшем будущем". Вчера, когда после того саммита прошел год, г-н Путин так и не сказал ничего определенного.
Киотское соглашение - это подарок для России. Из-за падения промышленного производства, произошедшего после развала Советского Союза, Россия выбрасывает значительно меньше газов, чем установлено Протоколом. Это означает, что у Москвы нет необходимости снижать количество своих выбросов, и что она может зарабатывать до 10 миллиардов долларов США в год, продавая квоты на выброс. Причины, по которым Москва не спешит подписать Соглашение, трудно понять, но наиболее вероятным объяснением может быть стремление Москвы получить максимальную выгоду. Русские думают, что Договор больше нужен другим странам, чем России.
До настоящего времени реакция глав других государств на речь г-на Путина была жесткой. Это правильный подход.
И Канада и Европейский Союз подтвердили, что они будут выполнять свои обязанности по Договору, независимо от того, вступит он в силу или нет. Однако реальное значение Договора состоит в том, что он представляет собой основу для создания институтов, необходимых для достижения прогресса в решении вопросов изменения климата. К их числу относятся международная торговля квотами и создание механизмов, которые позволят богатым странам улучшить свой имидж, вкладывая средства в развитие чистых технологий в бедных странах.
Эти институты быстро развиваются, и инвестиции в новые эффективные электростанции, которые могли быть направлены в Россию, уже ушли в другие страны, среди которых Румыния. Пресная речь г-на Путина все же дает достаточные надежды на ратификацию Киотского протокола и дальнейший прогресс в этой области. Дальнейшие задержки с подписанием Договора нанесут больше всего вреда именно России, и ЕС, самый активный сторонник Договора, должен назвать позицию России блефом.
Однако если Россия выйдет из Соглашения, по хрупким институтам торговли квотами и международными инвестициями будет нанесен сильный удар. Европейский Союз должен еще раз подчеркнуть выгоды, которые Протокол может принести России, дав одновременно понять, что других выгод не будет. Г-н Путин - прагматичный человек, и чем скорее станет понятно, что Россия ничего не добьется выжидательной позицией, тем скорее она ратифицирует Протокол.