На Всемирной конференции по изменению климата президент Владимир Путин сказал, что поскольку Россия является северной страной, глобальное потепление может быть для нее позитивным фактором. "Меньше будем тратить денег на шубы и другие теплые вещи, - сказал президент. - Специалисты по сельскому хозяйству говорят: вот и урожай зерновых у нас повышается, и дальше будет повышаться, и слава Богу".
Возможно, слова г-на Путина следует рассматривать как черный юмор, так как помимо этого он сказал, что российский парламент "скоро" ратифицирует Киотский протокол 1997 года, чтобы помочь другим странам.
Однако тот факт, что он не назвал конкретную дату, охладил пыл делегатов из Европы, Японии и Канады, которые уже идут на убытки и вкладывают средства в сокращение выбросов углекислого газа, способствующего, по мнению ученых, глобальному потеплению.
Без России Киотскому протоколу не быть. Договор может вступить в силу только в том случае, если он будет ратифицирован странами, чей совокупный выброс парниковых газов в 1990 году составлял 55 процентов и больше. На Россию приходится 17 процентов, а к настоящему моменту Договор подписан странами, чьи доли составляют только 44 процента.
Даже если Россия присоединится к Протоколу в следующем году, сроки выполнения условий Протокола к 2008-2012 годам могут оказаться под угрозой. Договор предусматривает в следующие девять лет сокращение выбросов парниковых газов развитыми государствами на 5,2 процента по сравнению с уровнем 1990 года.
Неторопливость России отражает давние сомнения и опасения многих стран, касающиеся последствий подписания Договора для экономики. Канада, также являющаяся северной страной, подписала Протокол в прошлом году, при этом реальная стоимость сокращения выбросов парниковых газов на 20 процентов оценивается в тысячи долларов на человека на протяжении нескольких последующих лет. Для многих это высокая цена за договор, чье реальное воздействие на изменение климата будет небольшим.
Промедление России может быть тактическим приемом. Сначала она хочет быть принятой во Всемирную торговую организацию. Кроме того, ее министры до сих пор спорят о плюсах и минусах Киотского соглашения. С развалом Советского Союза и его неэффективной промышленности Россия стала выбрасывать значительно меньше парниковых газов. По условиям договора, Россия может продавать неиспользуемые квоты другим странам. Кроме того, Россия может выиграть и потому, что Договор побуждает другие государства инвестировать средства в ее промышленность.
Выбор Путина может способствовать ратификации Киотского протокола, а может и разрушить его. То, что будет хорошо для России, скорее всего, будет хорошо и для остального мира.