Алхан-Юрт, 1 октября 2003 года. В бесконечных стычках в Чечне Мусим потерял большой палец правой руки и опасается, что на следующей неделе может потерять свою жизнь. Один из 40 чеченских боевиков, удерживающих крепость в удаленном селении Алхан-Юрт, он знает, что человек Москвы Ахмад Кадыров выиграет президентские выборы в воскресенье. Как и многие чеченцы, этот 23-летний боевик опасается, что 40-тысячная личная армия г-на Кадырова в таком случае выступит против любого, кого она сочтет оппозицией.
И Мусим уверен, что одной из целей станет он сам. В ходе подготовки к выборам он помогал обеспечивать безопасность Малика Сайдуллаева, главного конкурента г-на Кадырова. Однако буквально через какие-то недели после начала своей избирательной кампании этот известный бизнесмен был исключен из списка кандидатов по решению чеченского суда, и Мусим потерял работу. "Здесь нам не будет покоя, - сказал он. - Возможно, мы вернемся обратно в горы".
Здесь опасаются, что на следующей неделе силы безопасности г-на Кадырова могут принять решение разделаться с Алхан-Юртом, который считается беспокойным поселком. И тогда окружающие Мусима мешки с песком, пулеметы и гранаты не помогут удержать оборону.
Местные жители - и некоторые сотрудники благотворительных организаций - опасаются, что г-н Кадыров использует свой электоральный "мандат", чтобы развязать то, что один местный житель назвал "третьей военной кампанией против чеченцев - нечто, что имеет своей целью сделать так, чтобы нас здесь стало еще меньше".
Пятидесятитрехлетний г-н Кадыров идет к президентству необычным путем. Бывший ректор Исламского института в Чечне, он сражался против российской армии в 1994 году, позднее став религиозным лидером. Затем, в 1999 году, он установил контакт с Кремлем, заявляя, что хочет для своей страны лучшей жизни. Владимир Путин сделал его главой российской администрации в Чечне. Его "предательство" означает, что он, быть может, является одним из самых ненавидимых людей в этой мусульманской республике.
Президент Владимир Путин, который на прошлой неделе взял будущего президента Чечни с собой в Нью-Йорк на Генеральную ассамблею Организации Объединенных Наций, не сомневается, что этот человек достаточно безжалостен, чтобы справиться со своей работой.
Мирные граждане Чечни опасаются за свою жизнь и отказываются говорить откровенно, либо требуют анонимности. На всех улицах полно милиции, которая на контрольно-пропускных пунктах останавливается всех "подозрительных". Некоторых избивают и даже расстреливают. Милиция и личная армия г-на Кадырова правят большей частью Грозного, если не всей Чечни. Москва и региональное руководство Федеральной службы безопасности (ФСБ) России выдали им карт-бланш.
Однако на местах российские солдаты и сотрудники ФСБ нередко ссорятся с людьми г-на Кадырова. Грозный полнится слухами о стычках россиян со своими предполагаемыми союзниками. В прошлый вторник, например, сообщалось, что один российский солдат убит, а другой похищен после ссоры с чеченскими милиционерами, которых они остановили на контрольно-пропускном пункте. Рассказывают, что все прежние попытки представителей российской власти на местах выступить против людей г-на Кадырова пресекались вышестоящим руководством; однажды даже были посланы российские военные вертолеты, для того чтобы помешать местному органу ФСБ провести "спецоперацию" в поселке Центарой, который считается оплотом г-на Кадырова. Позднее сотрудникам ФСБ было сказано, что "люди Кадырова являются неприкасаемыми".
Среди местных жителей растут опасения, что люди г-на Кадырова начинают проводить "чистку" Чечни от сепаратистов. "Люди Кадырова - чеченцы и бывшие повстанцы, а потому они располагают значительно большей информацией по вопросу о том, кого следует похитить", - сказал один чеченский аналитик. Ходят рассказы о людях в масках, которые уводят из домов чеченских мужчин и женщин; родственники похищенных обвиняют в этом "людей Кадырова".
"Если Кадыров выиграет выборы, я убегу из дома", - заявил 54-летний Наип Каиври, местный житель, сын которого был недавно застрелен чеченской милицией на контрольно-пропускном пункте. Но на воскресных выборах, очевидно, не будет никаких "если", ибо все серьезные конкуренты г-на Кадырова были заблаговременно отстранены от участия в избирательной кампании. Серьезных попыток сделать так, чтобы избирательная компания казалась честной, не предпринимается, несмотря на острое недовольство Москвы Государственным департаментом США за его заявление о том, что выборы в Чечне подстроены.
Многие местные жители и аналитики полагают, что явная терпимость Москвы к г-ну Кадырову объясняется тем, что Россия намерена после передачи ему официальной власти вывести из республики свои войска, оставив работу по подавлению сепаратистского движения верным Москве чеченцам. Однако "предательство" г-на Кадырова подымает на борьбу новое поколение повстанцев, которые сегодня, в отсутствие политического диалога между Москвой и чеченскими сепаратистами, рассчитывают только на помощь исламского мира.