Москва, 1 октября 2003 года. Вошедшей в поговорку канарейкой в шахтном колодце продолжающегося в России демократического эксперимента вполне может быть Юрий Левада, социолог-новатор, чья круто меняющаяся карьера позволила ему отслеживать политические превратности России последних 50 лет. Уволенный с научной работы при Леониде Брежневе, восстановленный реформистским лидером Михаилом Горбачевым, г-н Левада при президентстве Владимира Путина в последнее время проявляет признаки усталости.
В начале сентября нынешнего года российское правительство взяло под свой контроль независимый Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), который был основан и которым до прошлого месяца руководил г-н Левада, и заменил его правление, состоявшее из профессиональных социологов, чиновниками из Кремля и различных государственных министерств.
После насильственной смены руководства ВЦИОМ'а г-н Левада и весь его штат из 100 сотрудников оставили здание и все оборудование, которым пользовались в течение 15 лет, и создали новое частное агентство по изучению общественного мнения, названное ими "ВЦИОМ-А".
Критики предостерегают, что попытка вытеснить г-на Леваду из бизнеса является частью более широких преобразований путинской эпохи, которые кремлевские теоретики называют "управляемой демократией". Суть этой политики сводится к тому, чтобы, сохраняя внешние демократические формы, обеспечить, чтобы тем, кто находится во власти, в действительности не угрожала серьезная оппозиция или острая критика. В последние 3 года все независимые российские телевизионные сети перешли во владение дружественных Кремлю компаний, а остальные средства массовой информации (СМИ) были спутаны по рукам и ногам новыми жесткими законами и распространяющейся культурой самоцензуры.
"Чистка, которая уже прошла в СМИ, теперь распространяется на социологию, - заявил директор независимого Центра стратегических исследований в Москве Андрей Пионтковский. - Очевидно, что целью этой акции было избавиться от Левады". Некоторые из данных, которые распространял ВЦИОМ, вероятно, навлекли на него гнев властей. В то время как другие агентства по изучению общественного мнения прогнозировали, что прокремлевская партия "Единая Россия" выиграет назначенные на декабрь нынешнего года парламентские выборы, в исследованиях г-на Левады нынешним летом указывалось, что оппозиционная Коммунистическая партия идет на выборы со значительным преимуществом. По сверхчувствительному вопросу 4-летней войны в Чечне в последнем исследовании г-на Левады отмечается, что всего 27% россиян хотят продолжения военных действий, а 58% хотят прекращения этого конфликта.
Правительство заявляет, что захват ВЦИОМ'а - не более чем рутинная реорганизация компании, которая была создана в 1988 году как государственная. Хотя номинально она и принадлежит государству, но после распада Советского Союза она сумела продержаться без государственного финансирования. "У нас всегда были контракты с клиентами в России и заграницей, и так мы сумели прокормиться", - говорит г-н Левада. Правительство назначило руководить ВЦИОМ'ом вместо г-на Левады молодого социолога Валерия Федорова, который в свое время агитировал за прокремлевскую партию "Единая Россия". Г-н Федоров согласен с тем, что "Левада - выдающийся ученый, и в этом плане мы не имеем к нему никаких претензий". Но он утверждает, что "коммерциализация" ВЦИОМ'а при г-не Леваде не способствовала серьезным исследованиям. Г-н Федоров заявляет, что под его руководством эта организация сфокусирует внимание на таких социальных проблемах, как нищета, реорганизация железных дорог и муниципальные реформы. "Государство приняло решение сохранить ВЦИОМ как свою собственность, а это означает, что нам нужно решать важные задачи, а не частную задачу сохранения за сотрудниками ВЦИОМ'а их рабочих мест", - говорит г-н Федоров.
Г-н Левада говорит, что не понимает, почему Кремлю следует опасаться научных исследований общественного мнения. Но, соглашается он, наши карьерные взлеты и падения заставляют предполагать, что так было всегда. Когда он в 1952 году заканчивал университет, социологию запретили как "буржуазную науку". Г-ну Леваде позволили проводить ограниченные опросы во время политической оттепели при Никите Хрущеве в 1960-х годах, но его институт был закрыт, как только в 1972 году при г-не Брежневе вернулись "заморозки".
И вот через 3 десятилетия он снова оказался в аналогичной ситуации. "Они боятся собственной тени, - говорит он. - Они в самом деле озабочены, что кто-нибудь может использовать эти цифры против них".
Однако методы Кремля изменились с коммунистических времен. При г-не Путине открытая цензура и прямые акции тайной полиции являются редкостью. При "управляемой демократии" государство в последние годы использует "коммерческие споры" и действует через посредство контролируемых им компаний - как это было в случаях с захватом независимых телеканалов НТВ, ТВ-6 и ТВС - или же применяет маневры на правовом поле, как это было сделано в прошлом месяце, чтобы избавиться от г-на Левады.
Глава финансируемой Кремлем аналитической организации "Фонд эффективной политики" Глеб Павловский говорит, что "в 2000 году (после того как г-н Путин пришел во власть) пришлось вводить режим управляемой демократии, чтобы противодействовать реальным угрозам от теневых группировок, которые захватили власть в Москве и в регионах. И вот теперь эта задача выполнена. Сегодня власть Путина базируется на моральном авторитете лидера гражданского общества, а не на авторитарной диктатуре".
Г-н Левада усматривает в подходе Кремля угрозу. "Реальная опасность сегодня, - говорит он, - это то, что наше будущее омрачается вследствие тенденции ограничения демократических свобод, которые были завоеваны при Горбачеве". Он добавляет, однако, что верит в то, что "сегодня невозможно восстановить в России полную диктатуру, потому что это уже полуоткрытая страна".