Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
«Мы не должны ничего бояться»

Интервью министра финансов Литвы Дали Грибаускайте

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Экономика нашей страны является в настоящее время самой стабильной и развивающейся наиболее быстрыми в регионе темпами. В первой половине этого года рост экономики у нас составил 7,7%. Уровень инфляции будет на уровне 0,5%, постоянно падает уровень безработицы. Все макроэкономические факторы позитивны, и мы не ожидаем каких-либо неожиданностей из-за ситуации на внутреннем рынке

Handelsblatt: Как Вы оцениваете макроэкономическую ситуацию в Литве перед вступлением страны в ЕС?

Дали Грибаускайте (Dalia Grybauskaite): Экономика нашей страны является в настоящее время самой стабильной и развивающейся наиболее быстрыми в регионе темпами. В первой половине этого года рост экономики у нас составил 7,7%. Уровень инфляции будет на уровне 0,5%, постоянно падает уровень безработицы. Все макроэкономические факторы позитивны, и мы не ожидаем каких-либо неожиданностей из-за ситуации на внутреннем рынке. Что касается неприятностей извне, то мы очень внимательно следим за ситуацией, особенно за соотношением курса евро к доллару. Дело в том, что 60% нашего экспорта идет в еврозону. В то же время, что касается импорта, мы зависим от курса доллара, так как сырье и энергоресурсы завозим из России. Это имело особые последствия в начале нынешнего года, но благодаря росту нашего экономического потенциала, нам удалось выйти из положения.

Handelsblatt: Какие шаги имеют в настоящее время решающее значение, чтобы сохранить благоприятные тенденции и после вступления в ЕС?

Грибаускайте: Мы, как и все страны, вступающие в ЕС, находимся в очень специфической ситуации. Все прошедшие годы мы занимались тем, что адаптировались к правилам игры, существующим в ЕС: законы, правила конкуренции, приватизация, реформа в сфере предоставления финансовых услуг - все было приведено в соответствие с нормами, установленными в ходе переговоров о вступлении в союз. А сейчас нам предстоит пройти переходный период, во время которого нам предстоит приложить новые усилия в этом направлении. Вторым важным моментом явится создание предпосылок для разумного использования средств из структурного фонда ЕС. К этому должен быть подготовлен весь управленческий аппарат. До сегодняшнего дня Литва, по оценке Комиссии, считалась в этом вопросе одним из трех лучших кандидатов. Мы смогли освоить 94% средств, выделенных в качестве помощи перед вступлением (PHARE), и мы пытаемся использовать этот опыт в части касающейся структурного фонда.

Handelsblatt: Когда Литва собирается вводить евро?

Грибаускайте: Наша цель заключается в том, чтобы удерживать торговый дефицит на максимально низком уровне. В этом году он составит 2% от ВВП. В следующем году появится несколько проблем, так как будем вынуждены платить как члены ЕС взносы, а вот компенсационные выплаты из Брюсселя мы получим с опозданием. Несмотря на это, мы намерены удерживать дефицит бюджета на уровне критериев Маастрихта, примерно на уровне 3-2,5% от ВВП. Это позволит нам присоединиться к механизму обменного курса 2 уже в середине 2004 или в начале 2005 года. Поскольку мы уже увязали литовскую валюту через Совет по валютной политике с евро, то во время двухгодичного испытательного периода проблем с обменным курсом не будет. А затем, в 2007 году, мы могли бы ввести евро, это с политической точки зрения вполне реальная дата.

Handelsblatt: Некоторые западные экономисты предостерегают восточных европейцев, чтобы те не слишком спешили с введением евро.

Грибаускайте: У нас небольшая и открытая экономика. Наши переговоры с ВТО были завершены еще в 1999 году, нас заставили сделать нашу экономику открытой, мы не должны ничего бояться. Наоборот, поскольку в нашей стране экономика находится в частных руках и ориентирована на рынок, то у нас будет больше преимуществ от более раннего, чем от более позднего вступления в ЕС.

Handelsblatt: Какие преимущества дает это конкретно?

Грибаускайте: Поскольку уже существует Совет по валютной политике, изменится, собственно, только название нашей валюты. А политики нашей страны будт поставлены под жесткий контроль со стороны Европейского центрального банка с тем, чтобы те не занимались политизацией определенных расходов. Это поможет избегать политических ошибок. За последние 13 лет мы сменили уже двенадцать правительств. И два из них приняли крупные ошибочные решения. За это мы до сих пор расплачиваемся. В будущем такое уже больше не повторится.