«Чистые помыслы - сильная власть» - говорится на предвыборных плакатах, которые можно увидеть в Грозном. На них изображен президент Путин, пожимающий в своем рабочем кабинете в Кремле руку Ахмаду Кадырову. Плакаты рекламируют одного лишь временно исполняющего обязанности президента. Есть, конечно, и другие кандидаты, однако результат выборов уже предрешен. Кадыров, назначенный Кремлем три года назад сильным человеком Чечни, будет избран в воскресенье президентом кавказской республики.
При этом какое-то время казалось, что в кавказской республике, оказавшейся в состоянии войны и живущей в условиях террора, возможны действительно настоящие выборы. В качестве кандидатов были зарегистрированы депутат Думы Асланбек Аслаханов и два предпринимателя из чеченской диаспоры в Москве, миллионер Малик Сайдуллаев и директор гостиницы «Россия» Гусейн Джабраилов. Все трое могли, согласно опросам, рассчитывать на четверть голосов избирателей и, таким образом, значительно опережали Кадырова, за которого две трети опрошенных свои голоса отдавать не собираются. Возникла угроза, что протеже Кремля потеряет власть.
Бывший муфтий, призывавший во время первой чеченской войны к священной войне против Москвы, непопулярен не только среди своих соотечественников. Его ненавидят также многие российские военные, в войсках Министерства внутренних дел и в спецслужбе. Они хотели бы видеть во главе республики другого человека и поэтому поддерживают прямо или косвенно кого-либо из соперников. В этой ситуации президент Путин решил, что главой республики должен стать Кадыров. Он-де с самого начала не побоялся взять на себя ответственность в то время, как другие спокойно сидели в Москве и не рисковали своей жизнью. 20-го сентября в ходе интервью американским журналистам Путин сформулировал эту позицию публично. Он похвалил Кадырова как «открытого, порядочного, честного человека», который «действительно хочет нормализации обстановки в Чечне». В отношении других «кандидатов, интеллектуалов, проведших всю свою жизнь в Москве, существуют сомнения, что они справятся с ситуацией и смогут удерживать ее под контролем».
После того, как Путин сказал слово хозяина, глава президентской администрации Волошин и его заместитель Владислав Сурков пригласили в Кремль для разговора предпринимателя Джабраилова. Ему, как говорят, предъявили компрометирующие документы, связанные с предпринимательской деятельностью его и его брата, который тоже занимается гостиничным бизнесом в Москве. Поставленный перед выбором, иметь проблемы с прокуратурой или же снять свою кандидатуру, Джабраилов предпочел последнее.
Депутат Думы Аслаханов, по его собственным словам, на следующий день узнал, что ему собираются воспретить баллотироваться под предлогом формальной ошибки, допущенной при регистрации его в качестве кандидата. Президент предложил ему стать его советником по проблемам Кавказа. «Он намеревался делать карьеру. Взвесил ситуацию и принял решение, что лучше для него будет работать в администрации президента. Что в этом необычного? - разъяснял Путин случившееся американским журналистам. - Это не нарушение законов или демократии, лишь вопрос тактики, которая используется в предвыборной борьбе», - добавил он.
Упрямство проявил только третий из конкурентов Кадырова - Малик Сайдуллаев. Кремль, по его собственным словам, предложил ему «должности и помощь в моем бизнесе», но предприниматель, пользующийся в связи со своими многочисленными благотворительными акциями популярностью в Чечне, эти предложения отклонил. Тогда снять с дистанции его был вынужден под формальным предлогом Верховный суд Чечни, а подтвердить это решение - Верховный суд в Москве. Между тем, Путин встретился в ходе избирательной кампании с Кадыровым в своей летней резиденции в Сочи.
В воскресенье часть населения Чечни проголосует за Кадырова, поскольку она не видит альтернативы тому, чего от нее добиваются. Другие боятся потерять работу, если они открыто не поставят крестик напротив фамилии Кадырова. Многие проголосуют «против всех кандидатов». Но это ничего не даст. Весной участие в референдуме по конституции приняли, по официальным данным, 90 процентов чеченцев. Опросы показывали участие на уровне 62 процентов. Дело в том, что речь тут идет, как говорят в России, не о том, кто голосует, а кто подсчитывает голоса. Руководитель избирательного штаба Кадырова предсказывает ему 65 процентов голосов избирателей.
Путин с избранием Кадырова рискует многим. Он настроит против себя большинство чеченцев, которые не хотят Кадырова, но, согласно опросам, выступают за то, чтобы Чечня оставалась в составе Российской Федерации, или, по меньшей мере, смирились бы с этим. Но больше всего рискует сам Кадыров: после выборов он, очевидно, не совершит ошибку своего предшественника Аслана Масхадова, поделив власть со своими конкурентами. Он может создать в своей республике строгую «вертикаль власти» и, таким образом, неизбежно войдет в конфликт с теми, чье слово в Чечне является решающим: с российской армией.
Вооруженные силы имеют не только право наносить удары там, где и когда они хотят. Через них проходят также сотни миллионов долларов США на восстановление республики, результаты освоения которых так незаметны. Подразделение по охране Кадырова насчитывает сегодня официально 63 человека, однако в действительности в его подчинении находятся уже тысячи вооруженных людей. Как говорят, большая часть из них служила раньше в отрядах боевиков исламистов и сепаратистов - «бандитов» как их называют в Москве, потом онм сделали вид, будто сложили оружие и поступили на службу к Кадырову. В Чечне их обвиняют в том, что именно они - те люди в масках, похищающие по ночам людей, которых потом, чтобы вообще когда-либо увидеть, приходится выкупать. Из Грозного сообщают, что дело уже доходило до отдельных столкновений между людьми Кадырова и российскими подразделениями. Но если Кадыров станет президентом, то его люди будут подчиняться ему официально. Не придется ли тогда Москве в очередной раз выступать против чеченского президента, которого она сначала поддерживала?