2 октября 2003 года. Деспотам и террористам, стремящимся к обладанию ядерным оружием, нет нужды самим производить материалы для своих бомб. Пугающая реалия заключается в том, что уран оружейного качества можно найти на более чем 130 объектах в 40 странах, многие из которых охраняются слабо или поручены плохо оплачиваемым и деморализованным чиновникам. В прошлом месяце США и Россия без особой огласки ликвидировали один из таких объектов, вывезя 30 фунтов (1 фунт = 0,453592 кг) оружейного урана с румынского ядерного реактора в Россию, где он будет переработан в вещество, не пригодное для изготовления бомбы. Эта секретная операция, которую профинансировало министерство энергетики США, является второй подобной миссией менее чем за год и представляет собой пример заслуживающего похвалы американо-российского сотрудничества.
Однако в сравнении с общей угрозой вывоз урана из Румынии - не более чем капля в ведре. При таких темпах потребуется четверть столетия, чтобы обеспечить вывоз оружейного материала с тех примерно двух десятков объектов, которые государственный департамент США классифицировал как требующие наиболее срочных мер, не говоря уже об остальных объектах, разбросанных по всему свету. А между тем эти объекты являются соблазнительными целями для террористов, стремящихся как можно скорее сделать свою бомбу. Администрация Буша-младшего (George W. Bush) слишком медленно осознает огромные масштабы этой проблемы, однако ей необходимо поскорее преодолеть сопротивление как у себя дома, так и заграницей.
Одним таким препятствием является Россия, которую очень долго пришлось уговаривать забрать назад высоко радиоактивный уран, в свое время поставленный бывшим сателлитам Советского Союза, и которая теперь с трудом соглашается на конкретные операции "очистки". Недавно министр энергетики США Спенсер Эйбрахам (Spencer Abraham) заявил, что вскоре должно быть подписано соглашение с Москвой, которое должно урегулировать проблемы "очистки" и определить уровни финансирования операций такого рода из бюджета США. Но совсем не обязательно, что данное соглашение позволит ускорить выполнение наиболее срочных миссий, например, в Узбекистане, где остается как неиспользованный оружейный уран, так и отработанное ядерное топливо, которое все еще является высокообогащенным. Оказывая давление на президента России Владимира Путина в таких вопросах, как угроза распространения ядерного оружия, которую представляют Северная Корея и Иран, администрация США пока еще не сделала своим приоритетом сотрудничество России в деле вывоза урана. А следовало бы.
Другие препятствия имеются в Вашингтоне. США тоже поставили оружейный уран в ряд стран и хотя они пытаются вернуть его назад, эти усилия рассредоточены по нескольким программам. Их нужно свести воедино и реструктурировать так, чтобы иностранным научно-исследовательским институтам были предложены достаточные побудительные мотивы, чтобы расстаться с их ядерными материалами или, что еще лучше, закрыть свои устаревающие ядерные реакторы. Администрация Буша-младшего обещает вдвое (с 15 до 35 млн. долл.) увеличить фонд государственного департамента США, который используется для финансирования этих программ. Конгрессу США следует как можно скорее утвердить увеличение финансирования, чтобы сдержать эту опасно недооцениваемую угрозу.