Кандидату на пост президента Чечни Малику Сайдуллаеву все стало ясно еще задолго до того, как его вызвали в Кремль. Он видел, как угрожали сотрудникам его предвыборного штаба, на них нападали и даже похищали. Из чего он сделал вывод, что кто-то не хотел, чтобы он принимал участие в предвыборной гонке. Затем главный помощник президента Владимира Путина вызвал его в Кремль. «Он предложил, чтобы я вышел из игры, но я отказался», - вспоминает Сайдуллаев. После чего с ним много раз встречались, но наряду с предложениями звучали и угрозы. Тем не менее Сайдуллаев, по его словам, стойко сопротивлялся. Тогда против него был зарегистрирован судебный иск, и в течение 48 часов его имя было вычеркнуто из избирательного бюллетеня.
Как считают эксперты и правозащитники, история Сайдуллаева показывает, что выборы превратились в фарс, на которых, несомненно, победит ставленник Кремля Ахмад Кадыров. По их мнению, пустив в ход насилие, давление и послушную судебную систему, власти оставили за бортом трех наиболее сильных соперников Кадырова, превратив воскресные выборы из состязания в коронацию. Еще до того, как началось голосование, манипуляции в ходе предвыборной кампании привели к тому, что выборы потеряли легитимность в глазах мирового сообщества. Совет Европы и ОБСЕ отказались прислать на выборы своих наблюдателей. А в прошлом месяце высокопоставленный представитель Госдепартамента США поставил легитимность выборов под сомнение.
"Это - фарс, - заявила Татьяна Локшина из Московской Хельсинской группы, которая анализирует факты нарушения прав человека в Чечне. - Это всего лишь шоу, президентское шоу". «Все понимают, что это не выборы, - считает эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. - Я был потрясен фактом отстранения кандидата из предвыборной кампании. Это показывает, что у Кремля и, возможно, у самого Путина были опасения по поводу того, что Кадыров может не победить на выборах».
Путин распорядился провести в Чечне выборы в рамках многостороннего политического процесса, направленного на то, чтобы объявить о завершении затянувшегося конфликта в Чечне. В интервью в прошлом месяце он заявил, что готов признать победу на выборах любого из кандидатов. Но при этом он дал ясно понять, что предпочитает Кадырова, назвав его "открытым, порядочным и честным человеком". Такие же слова он использовал, когда давал оценку президенту Бушу. По словам Путина, Кадыров "действительно стремится к нормализации ситуации в Чечне». Отвечая на вопрос о соперниках Кадырова по предвыборной кампании, выбывающих один за другим из борьбы, Путин заявил, что это обычная практика. «Это - больше проблема предвыборной тактики, - подчеркнул он. - В этом нет никакого нарушения законодательства и демократии. Но это вопрос тактики, используемой в предвыборной кампании».
Судя по всему, такая тактика спасает репутацию Кадырова, который, согласно опросам, вызывает резко негативную реакцию у населения, и в случае свободных выборов неминуемо проиграл бы в борьбе со своими первоначальными противниками. Судьба бывшего духовного деятеля и бывшего мятежника Кадырова резко изменилась в 2000 году, когда Кремль назначил его «наместником царя» в Чечне. За короткое время он сформировал свою личную гвардию из 3 тысяч бойцов. Они вызывают у населения даже больший страх, чем российские войска. Жители Чечни и правозащитники обвиняют гвардию Кадырова в совершении пыток, убийств и похищений людей.
Надеясь положить конец его правлению, этим летом известные чеченцы вступили с ним в борьбу. Недавний опрос, проведенный Фондом «Общественное мнение», показал, что 61,5% чеченцев не стали бы голосовать за Кадырова ни при каких обстоятельствах. В этом опросе лидировал чеченский бизнесмен Малик Сайдуллаев, набравший 23% голосов, в то время как Кадырова предпочли лишь 13% респондентов. 39-летний Сайдуллаев сколотил свое состояние в Москве, где ему принадлежат "Русское лото" и английский ресторан "Horse and Hound". Он говорит, что хотел бы вернуться домой, чтобы нормализовать жизнь в своей республике. "Это война с чеченским народом, которая ведется с целью уничтожения народа, - заявил он в интервью. - Я хотел бы остановить войну любыми средствами».
Но Кремль приложил новые усилия, чтобы поддержать своего кандидата. Власти оказали давление на чеченских беженцев в соседней Ингушетии, чтобы вернуть их к родным очагам в преддверии выборов. Им предлагали деньги, чтобы они переехали туда до воскресенья. Кремль также разрешил своим 30 тысячам военнослужащих, которые находятся в Чечне, принять участие в выборах. Власти также собрали остатки парламента Чечни, чтобы организовать "импичмент" мятежного президента Аслана Масхадова и очистить путь для избрания Кадырова.
Вскоре сам Сайдуллаев столкнулся с проблемами. 28 августа в Грозном бандиты в масках ворвались в дом двух представителей предвыборного штаба Сайдуллаева и жестоко избили их. 7 сентября здание предвыборного штаба Сайдуллаева было обстреляно, но его телохранителям удалось убить одного из нападавших, которым оказался сотрудник охраны Кадырова. 9 сентября бандиты в камуфляжной форме с фотографиями Кадырова на стеклах автомобилей убили сына представителя предвыборной кампании Сайдуллаева. На следующий день вооруженные люди похитили сотрудника предвыборного штаба. Другой избирательный штаб Сайдуллаева сообщил, что его сотрудники были захвачены людьми Кадырова. Сотрудников увезли в отдаленную область, где заставили рыть себе могилы, после чего их избили и освободили.
Одновременно Сайдуллаева вызывали в Кремль. 3 сентября он встретился там с заместителем администрации Путина Владиславом Сурковым, который велел ему добровольно покинуть предвыборную гонку, потому что отдан «приказ привести к победе Кадырова». После того, как Сайдуллаев отказался, Сурков посетил его московский ресторан и пытался убедить его снова. На следующий вечер, по словам Сайдуллаева, Сурков прибыл в его офис и провел там три часа, уговаривая его сойти с дистанции. «Мне предлагали различные блага, включая выгодные позиции в бизнесе, политике и президентской администрации, - заявил Сайдуллаев. - Но я продолжал сопротивляться. Они никогда не помогут мне достичь больше того, что я уже достиг».
Через четыре дня стало известно, что другой кандидат в президенты Чечни, который работает в пресс-центре Кадырова, подал судебный иск с целью исключить Сайдуллаева из предвыборной кампании. Двумя днями позже, 11 сентября, суд вычеркнул имя Сайдуллаева из списка кандидатов. На этой неделе Сурков отказался рассказывать про свои встречи с Сайдуллаевым, а официальные лица в Кремле не ответили на просьбу о комментарии. Кадыров также не ответил на многочисленные просьбы дать интервью.
История Сайдуллаева повторяет опыт других кандидатов. 43-летний Хусейн Джабраилов, еще один московский бизнесмен, неожиданно выбыл с предвыборной дистанции после разговора с Сурковым. Джабраилов заявил, что ушел не из-за давления Кремля, а лишь потому, что боялся, что выборы приведут к насилию. «Если бы Сурков велел мне что-то сделать, я получил бы что-то взамен. Но мне ничего не предложили взамен», - заверил он.
Последним остававшимся в списке главным соперником Кадырова был депутат Госдумы 61-летний Асламбек Аслаханов. Он выбыл из борьбы после того, как по итогам разговора с главой администрации Кремля Александром Волошиным был назначен советником президента России. Аслаханов заявил, что согласился на эту должность потому, что пришел к выводу: он не сможет победить на выборах. "Зато теперь, - говорит он, у меня есть возможность встретиться с президентом России в любой момент». Он отверг утверждение о том, что его заставили выйти из борьбы. «От меня нельзя избавиться. Я - как перодически проявляющаяся болезнь. Никто не может управлять мной», - заявил он.
Однако Сайдуллаев уверен, что Кремль управляет процессом выборов. Сейчас в избирательном списке остались лишь 6 соперников Кадырова, которых мало кто знает. Так что результат выборов, похоже, заранее известен. «В Чечне будут не выборы, а фарс, - подчеркнул Сайдуллаев. - Те, кто пытается сохранить власть в руках Кадырова, хотят только войны. Никакого другого объяснения этим действиям нет».