Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Глава "Русского алюминия" вышел победителем в алюминиевой войне

Олег Дерипаска победил в сомнительном и иногда неистовом сражении за контроль над алюминиевой промышленностью России

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Олег Дерипаска вышел победителем в сомнительном и иногда неистовом сражении за контроль над алюминиевой промышленностью России. Он заплатил 2 млрд. долл. США за то, чтобы выкупить принадлежавшую Роману Абрамовичу 50-процентную долю акций "Русского алюминия" и тем самым увеличить свой пакет акций до 75%. Многим это могло показаться рискованным, однако г-н Дерипаска уверен в правильности своих суждений. Г-н Дерипаска говорит, что в России время индивидуальных предпринимателей проходит и наступает время современных корпораций. Возможно, так оно и есть. Однако его соперникам не следует думать, будто это означает, что его собственные предпринимательские дни сочтены.

Лондон, 3 октября 2003 года. Олег Дерипаска вышел победителем в сомнительном и иногда неистовом сражении за контроль над алюминиевой промышленностью России. Он заплатил 2 млрд. долл. США за то, чтобы выкупить принадлежавшую Роману Абрамовичу 50-процентную долю акций "Русского алюминия" и тем самым увеличить свой пакет акций до 75%. Многим это могло показаться рискованным, однако г-н Дерипаска уверен в правильности своих суждений.

В расследованиях против нефтяной компании "ЮКОС" Михаила Ходорковского он не усматривает угрозы более широкого наступления на российский бизнес. Кое-кто из бизнесменов лихорадочно проверяет соглашения, в соответствии с которыми они стали владельцами предприятий в период приватизации 1990-х годов. Г-на Дерипаску, по его словам, это не тревожит. "Я очень рад, что ничего не купил у государства", - говорит он.

Создание компании "Русский алюминий" сопровождалось многочисленными спорами. В начале 1990-х годов очень многие "положили глаз" на предприятия, где г-н Дерипаска и другие стремились взять под контроль плавильные печи. Эти предприятия располагались в большинстве своем в Сибири, где было трудно утверждать главенство закона.

Позднее г-ну Дерипаске и Михаилу Черному, его тогдашнему деловому партнеру, был предъявлен в Соединенных Штатах судебный иск в размере 2,7 млрд. долл. США, в котором фигурировали убийство, мошенничество и коррупция. Это дело, инспирированное соперниками, в нынешнем году было закрыто окружным судом Нью-Йорка, однако заявители намерены подавать апелляцию. Г-н Дерипаска и г-н Черной отрицают все обвинения.

В конце 1990-х годов г-н Черной продал свой алюминиевый бизнес г-ну Абрамовичу и г-ну Дерипаске. Совершив сложную сделку, г-н Дерипаска и г-н Абрамович в начале 2000 года создали компанию "Русский алюминий" с долевым участием 50:50. Г-н Абрамович также принес тесные связи с Кремлем и с семейством бывшего президента России Бориса Ельцина. Г-н Дерипаска улучшил собственное политическое положение, женившись на Полине Юмашевой, дочери зятя г-на Ельцина.

Целиком принадлежащая г-ну Дерипаске инвестиционная группа "Basic Element" начала программу приобретения собственности, в ходе которой он стал владельцем пакетов акций автомобильного концерна "ГАЗ", ряда целлюлозно-бумажных компаний, финансовых компаний и электрических компаний. Его страсть к приобретениям не утихает. Он заявляет: "Я верю в Россию и в то, что Россия предоставляет наилучшие возможности в мире, а поэтому, если есть возможность инвестировать, мы будем инвестировать".

Это увлечение накоплением собственности сталкивает г-на Дерипаску лбами с конкурентами и правительственными чиновниками. Особую важность имеют его инвестиции в электроэнергетику, где ему принадлежат доли акций двух крупных гидроэлектростанций (в Иркутске и Красноярске) плюс 2% акций РАО "ЕЭС России". Г-н Дерипаска также купил права голоса у миноритарных акционеров "ЕЭС России", которые владеют еще 1,2% акций.

Глава РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс частенько жалуется, что олигархи пытаются взять под свой контроль предприятия электроэнергетики, ущемляя интересы других субъектов экономики. Однако г-н Дерипаска отрицает, что он представляет угрозу для эффективного реформирования этого сектора, в котором доминирует государство. Он заявляет, что его волнует лишь то, чтобы Сибирь получала электроэнергию по разумным ценам. Можно было бы предположить, что это объясняется тем, что весьма энергоемкая алюминиевая отрасль всегда испытывает нехватку электроэнергии. Но г-н Дерипаска утверждает, что "Basic Element" и без того уже контролирует больше электроэнергии, чем нужно "Русскому алюминию", и поставляет эту электроэнергию в сети "ЕЭС России".

Г-н Дерипаска не стесняется вступать в политические дискуссии. Наряду с препирательством с РАО "ЕЭС России" он пытается создать оппозицию скорейшему вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО), рискуя тем самым навлечь на себя гнев президента Владимира Путина, который добивается возможно более скорого вступления. Г-н Дерипаска призывает к осмотрительности, заявляя, что очень важны условия вступления.

Г-н Дерипаска планирует в предстоящем десятилетии инвестировать в свой алюминиевый бизнес 7 млрд. долл. США. С помощью новых высокоэффективных технологий производство алюминия планируется увеличить вдвое, доведя его до 5 млн. т в год. Г-н Дерипаска станет председателем правления "Русского алюминия", передав свои функции генерального директора компании Александру Булигине, нынешнему исполнительному директору. Г-н Дерипаска говорит, что в России время индивидуальных предпринимателей проходит и наступает время современных корпораций. Возможно, так оно и есть. Однако его соперникам не следует думать, будто это означает, что его собственные предпринимательские дни сочтены.