3 октября 2003 года. В воскресенье в Чечне избиратели придут голосовать. Но выборы не будут свободными и честными - это будет формальное утверждение выбранного российским президентом Владимиром Путиным кандидата. Едва ли можно считать, что это путь к миру в сотрясаемой насилием республике.
Мусульманская Чечня в последнее десятилетие дважды воевала с российскими войсками. Вторую войну развязал в 1999 году в то время премьер-министр Путин. В ней погибли тысячи чеченцев и русских. Сотни тысяч чеченцев бежали с родной земли. Повстанцы продолжают убивать по несколько русских солдат ежедневно.
Международные правозащитные организации и ряд европейских правительств обвиняют россиян в грубых нарушениях прав человека. Чеченские повстанцы также повинны в серьезных нарушениях, а их дело - независимость, а не исламское государство - оказалось замаранным присутствием в их рядах нескольких исламских террористов, включая членов "Аль-Каиды".
Предполагается, что воскресные выборы консолидируют так называемый "мирный процесс", заменив назначенного администратора законно избранным президентом, а российские войска - чеченской милицией. Однако Кремль использовал предложение высоких постов, угрозы и насилие, чтобы исключить из списка кандидатов в президенты Чечни всех сколько-нибудь серьезных соперников своего предпочтительного кандидата Ахмада Кадырова.
Г-н Кадыров - не просто единственный жизнеспособный кандидат. Он также является назначенным Москвой главой республиканской администрации и руководит собственной жестокой милицией, за что его глубоко ненавидят. В ходе недавнего независимого опроса общественного мнения 61% опрошенных чеченцев заявили, что не хотят, чтобы он стал президентом. Но он, наверняка, получит большинство голосов, тем самым, как опасаются многие, подготовив условия для продолжения конфликта.
Российские избиратели, которым вскоре предстоит выбирать свой парламент, мало что знают об обстановке в Чечне в наши дни. Кремлю удалось заставить замолкнуть большинство критических голосов в средствах массовой информации (СМИ) страны. Не далее как 2 дня назад один московский театр отказался от намерения принять у себя фестиваль кинофильмов о чеченской войне, заявив, что многие из картин являются "антироссийскими", и что показ таких картин может навредить их отношениям с правительством.
Москва может сколько угодно кричать о мире, но мира в Чечне нет. До тех пор пока Кремль не поймет, что только лишь военной силой невозможно решить этот вопрос, и не начнет переговоры с широким спектром чеченских представителей, до достижения мира будет все так же далеко.