Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Безальтернативные выборы в Чечне

Если Владимир Путин чувствует, что пришло время каким-то образом закрыть эту кровавую страницу в российской истории, тогда его следует всемерно поощрять

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Безусловно, это хорошо, что вместо того чтобы сбрасывать на Грозный авиабомбы, Россия провела в Чечне выборы. Вчера вечером пришли сообщения, что в них приняло участие свыше 80% зарегистрированных избирателей. И все же придется очень долго искать лучик солнечного света в облаках, которые, кажется, постоянно висят над чеченской землей.

6 октября 2003 года. Выборы обыкновенно внушают определенные надежды на уважение волеизъявления народа. Безусловно, это хорошо, что вместо того чтобы сбрасывать на Грозный авиабомбы, Россия провела в Чечне выборы. Вчера вечером пришли сообщения, что в них приняло участие свыше 80% зарегистрированных избирателей. И все же придется очень долго искать лучик солнечного света в облаках, которые, кажется, постоянно висят над чеченской землей.

Непосредственным толчком к проведению выборов в Чечне послужили предстоящие выборы в самой России: парламентские - в декабре, президентские - в следующем марте. Г-н Путин очень хочет, чтобы чеченская "проблема" исчезла до этих выборов. Он знает, что многие россияне помнят о его обещании за пару недель разгромить чеченских повстанцев и восстановить контроль над мятежной республикой, которое он дал, когда начинал вторую войну в Чечне через 3 года после того, как военная компания Бориса Ельцина в 1994-1996 году кончилась унижением для российских сил.

Вторая чеченская кампания является еще более жестокой, чем первая. Однако она привлекает к себе куда меньше внимания в России и в остальном мире. Это в основном объясняется умышленными действиями правительства. Освещение первой чеченской войны в средствах массовой информации глубоко смущало Кремль и разжигало оппозицию этой войне как внутри России, так и за ее пределами. Полный решимости не повторять этой ошибки, г-н Путин сделал так, чтобы журналисты практически не имели возможности активно освещать эту войну, а контроль Кремля над основными телевизионными сетями страны означает, что в новости попадают только "препарированные" версии событий.

Поэтому возникает вопрос: а изменят ли что-то выборы? Г-н Путин, кажется, полагает, что изменят. "Наша позиция заключается в том, что президентские выборы в Чечне являются очень важным шагом, потому что появится легитимная фигура, в чьих руках следует сосредоточить все механизмы власти, и участие федеральных сил в сфере законности и правопорядка будет становиться все меньше и меньше", - сказал недавно г-н Путин.

Разумеется, смешно называть назначенного Кремлем кандидата Ахмада Кадырова легитимным. Задолго до выборов из списков кандидатов таинственным образом исчезли все, кто мог составить ему серьезную конкуренцию. А остававшиеся не предприняли серьезных усилий к тому, чтобы выиграть выборы. Г-н Кадыров был единственным из кандидатов, кто покупал телевизионное время, вывешивал плакаты (даже над штаб-квартирой оппозиции) и занимался агитацией.

Прекратить вооруженную борьбу не сможет даже вывод из Чечни российских войск. Чеченские повстанцы дали понять, что намерены продолжать борьбу. Утверждать в Чечне "мир" вместо российских войск намеревается поддерживаемая Кремлем чеченская милиция г-на Кадырова, которая заслужила печальную известность своей жестокостью. И совсем не факт, что г-н Путин достаточно контролирует собственную армию, чтобы прекратить эту войну. Одной из причин того, что эта война затянулась на такой большой срок - при полной поддержке высшего военного руководства России - является как раз то, что российские военачальники наживаются на торговле оружием и нефтью, где их контрагентами нередко являются те самые повстанцы, против которых они воюют. И тогда российское оружие используется для того, чтобы убивать молодых русских новобранцев. Военные реформы г-на Путина уже забуксовали, а это свидетельствует, что его способность принуждать к переменам центр власти ограничена.

И все же, если г-н Путин чувствует, что пришло время каким-то образом закрыть эту кровавую страницу в российской истории, тогда его следует всемерно поощрять. К сожалению, когда западные лидеры подобострастно поддакивают его утверждениям, что в Чечне проводится всего лишь "контртеррористическая операция", они тем самым поощряют противоположный инстинкт.