30 сентября в Брюсселе министры иностранных дел Армении, Азербайджан и Грузии приняли участие в ежегодной сессии Совета Европейского Союза по сотрудничеству со странами Южного Кавказа. Запасы нефти и газа в этом регионе, а также его уникальная роль в транспортировке энергетических ресурсов в ближайшие годы будут играть ключевую роль в обеспечении Европы топливом. Вот почему европейские страны должны быть заинтересованы в стабилизации региона и прогрессе в деле разрешения региональных конфликтов, что стало бы основой региональной безопасности. Это в свою очередь облегчило бы создание в странах региона демократических институтов и обеспечило бы приток западных инвестиций.
Однако встреча, состоявшаяся 30 сентября, не привела к конкретным результатам. В ходе встречи каждая из трех стран повторила свою позицию. Грузия и Азербайджан призвали ЕС сыграть главную роль в урегулировании конфликтов в Абхазии, Южной Осетии и Нагорном Карабахе. И даже Армения, которая держит курс на союз с Россией, поддержала идею соседних республик Закавказья о том, что Евросоюз мог бы дать положительный сигнал относительно перспективы их вступления в ЕС.
В Брюсселе тоже согласны с тем, что перспектива ассоциативного членства стран Закавказья в ЕС является самым эффективным стимулом для решения конфликтов и проведения внутренних реформ в этих странах. Проблема, однако, в том, что три закавказские страны исключены из двух важных программ ЕС - Wider Europe («Более широкая Европа») и New Neighbors («Новые соседи»). Эти программы включают Марокко и Сирию, а также Украину, Молдову, Белоруссию и Россию. Но страны Закавказья в них не включены.
В июле этого года ЕС учредил пост спецпредставителя по Южному Кавказу. Этому решению предшествовали четыре года дискуссий. Вопрос ставился таким образом: должен ли ЕС учреждать этот пост после выработки стратегии для Южного Кавказа или же Брюсселю необходимо пойти на этот шаг раньше. Как стало известно, этот спецпредставитель не наделен полномочиями для обсуждения нефтегазовых проектов этого региона. Мандат разрешает ему просто "содействовать" переговорам в рамках ООН и ОБСЕ по урегулированию региональных конфликтов. Спецпредставитель ЕС по Южному Кавказу - это финский дипломат, ветеран эпохи президента Кекконена, бывший посол в экс-СССР и бывшей Югославии. В 1995-96 гг. являлся сопредседателем Минской группы ОБСЕ по урегулированию проблемы Нагорного Карабаха.
Тем временем ЕС продолжает играть весьма скромную роль в обсуждении проектов по созданию трубопроводов для транспортировки нефти и газа. Это абсолютно нелогично. Прежде всего, потому, что страны-члены ЕС и кандидаты на вступление в эту организацию в ближайшем будущем будут импортировать нефть и газ из региона Каспия. Кроме того, европейские нефтяные компании входят в число главных игроков в каспийских нефтегазовых проектах. Вдобавок, в начале 90-х гг. руководство ЕС выдвинуло проекты «Трасека» (транспортный коридор " Европа- Кавказ- Азия) и «Иногейт» (транспортировка нефти и газа в Европу). Оба эти проекта были призваны подготовить условия для транспортировки в Европу энергетических ресурсов из региона Южного Кавказа. Теперь же, судя по всему, возникла проблема с финансированием этих программ.
Между тем США выдвинули инициативу создания энергетического коридора «Восток-Запад», который растянется от каспийского бассейна через Южный Кавказ и Турцию к Европе. Этот проект может частично реализовать задачи, которые ставились при разработке программ «Трасека» и «Иногейт». ЕС, однако, похоже, утратил интерес к этим вопросам. Некоторые должностные лица ЕС дают понять своим американским коллегам, что вопрос о транзите нефти и газа с Каспия должен обсуждаться в рамках энергетического диалога Россия-ЕС. Такая позиция европейских стран позволит России получить львиную долю транзита для поставок нефтегазовых ресурсов Каспия в Европу. А это нанесет ущерб интересам Европы и США, которые стремятся к диверсификации источников импорта нефти и газа.
Итак, необходимо, чтобы Брюссель включил Армению, Азербайджан и Грузию в проект New Neighbors, а также дал им положительный сигнал о возможности вступления в ЕС. Этот вопрос нельзя увязывать с дискуссией о вступлении в ЕС Турции. Нет также никакой необходимости проводить взаимосвязь в вопросах отношений ЕС со странами Южного Кавказа и энергетического диалога Россия-ЕС. Брюссель должен вести прямые переговоры со странами региона, которые обладают нефтегазовыми ресурсами. Было бы также полезно проводить регулярные встречи представителей ЕС со странами Южного Кавказа. ЕС должен поддержать усилия США по урегулированию конфликтов этого региона, так как это отвечает интересам европейских стран. Одним словом, ЕС должен активизировать свою политику в этом регионе.
* Владимир Сокор - старший научный сотрудник вашингтонского Института
стратегических и политических исследований (Institute for Advanced Strategic & Political Studies).