Москва, 7 октября 2003 года. Согласно информации одного высокопоставленного официального лица, российское правительство намеревается изменить правила продажи компаний по производству электроэнергии, чтобы предотвратить их попадание в руки небольшой группы влиятельных бизнесменов. Этот шаг снова открывает дебаты по вопросу реформирования РАО "ЕЭС России", государственной электрической монополии, которую предполагается разукрупнить путем образования частных компаний по производству электроэнергии и сохранения в руках государства сети линий электропередачи.
Министр торговли и экономического развития Герман Греф заявил, что на аукционах по продаже принадлежащих государству компаний по производству электроэнергии необходимо разрешить в качестве формы оплаты - в дополнение к акциям РАО "ЕЭС России" - наличные деньги или другие инструменты, имеющие отношение к наличным деньгам. В интервью по телефону газете "Tthe Financial Times" г-н Греф сказал: "Производство электроэнергии в стране не должно быть монополизировано восемью из 10 крупнейших компаний".
Введение в аукционы элемента наличных денег противоречит прежней позиции РАО "ЕЭС России", которое предлагало в заявках на покупку компаний по производству электроэнергии использовать только акции. Это постановление совета директоров РАО "ЕЭС России" вынудило ряд российских финансово-промышленных групп в последние месяцы в массовом порядке покупать акции компании.
Осуществляемая главой РАО "ЕЭС России" и архитектором российской приватизации 1990-х годов Анатолием Чубайсом реформа является крупнейшей и наиболее сложной корпоративной перестройкой, которая когда-либо предпринималась в России. Поскольку эта реформа совпадает по времени с кампаниями по выборам парламента и президента, она является также наиболее политически чувствительной.
Кремлю очень хочется избежать обвинений в том, что он допустил передачу государственных предприятий в руки непопулярных в народе российских олигархов, которые нажились на первоначальной приватизации российских энергетических предприятий при бывшем президенте Борисе Ельцине.
Однако позиция г-на Грефа способствовала распространению замешательства и неудовольствия среди нынешних акционеров РАО "ЕЭС России", которые сетуют, что посередине процесса реструктуризации меняются правила.
Ранее в этом году совет директоров одобрил механизм, который позволил бы нынешним акционерам РАО "ЕЭС России" поменять на пропорциональной основе свои акции на акции вновь создаваемых компаний по производству электроэнергии.
Правительство, контролирующее 52% РАО "ЕЭС России", не должно было в этом участвовать, а его акции должны были быть выставлены на (закрытый) аукцион для нынешних частных акционеров.
Но г-н Греф сказал, что в таком случае правительство лишилось бы потенциальных доходов, а вместо государственной монополии образовалась бы частная.
Александр Абрамов, глава крупнейшего в стране производителя стали "Евразхолдинг", которому принадлежат 2% РАО "ЕЭС России", заявил, что правительство посылает противоречивые сигналы инвесторам и наносит вред рыночной капитализации компании. "Мы купили акции РАО 'ЕЭС России', потому что нам говорили, что это будет единственная валюта, которую станут принимать на аукционе по продаже компаний по производству электроэнергии. А теперь правительство хочет продавать их за наличные. Фактически это равнозначно тому, что мне говорят, чтобы я избавился от моих акций", - сказал г-н Абрамов.
Г-н Чубайс дал понять, что не станет выступать против позиции правительства, когда заявил, что важно учитывать как интересы правительства, так и интересы миноритарных акционеров.