Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Демократия подождет

Как и раньше, для достижения своих целей Соединенные Штаты готовы "дружить" с кем угодно

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда после событий 11 сентября 2001 года президент Буш объявил войну терроризму, было очевидно, что другие приоритеты, в том числе продвижение демократии и борьба за права человека, потеряют свою первостепенную значимость. Менее ясным было то, насколько эти приоритеты окажутся отброшенными назад, как это случалось с ними во времена "холодной войны", когда Соединенные Штаты были готовы обниматься с любым диктатором, обещавшим ненавидеть коммунизм. Возможно, придется снова идти на компромиссы, однако, может быть, администрация Буша поймет, что борьба с террором и продвижение демократии должны идти рука об руку. А может быть и не поймет.

Когда после событий 11 сентября 2001 года президент Буш (Bush) объявил войну терроризму, было очевидно, что другие приоритеты, в том числе продвижение демократии и борьба за права человека, потеряют свою первостепенную значимость.

Менее ясным было то, насколько эти приоритеты будут отброшены назад, как это случалось с ними во времена "холодной войны", когда Соединенные Штаты были готовы обниматься с любым диктатором, обещавшим ненавидеть коммунизм. Возможно, придется снова идти на компромиссы, однако, может быть, администрация Буша поймет, что борьба с террором и продвижение демократии должны идти рука об руку.

А может быть и не поймет.

Буш достаточно определенно ответил на этот вопрос десять дней назад, когда он приветствовал своего "друга Владимира Путина" в Кэмп-Дэвиде следующими словами: "Я уважаю Владимира Путина за его видение России как страны, на территории которой царит мир, которая пребывает в мире со своими соседями, в которой процветают демократия, свобода и верховенство закона".

Это описание путинской России было настолько преувеличенным, настолько противоречило осуществляемому в духе КГБ закручиванию гаек, являющемуся характерной чертой путинского режима, что единственным его возможным объяснением было то, что Бушу на самом деле все равно. По словам помощников, в частной беседе Буш говорил Путину о другом. Высказанная на публике мысль означала: будь на моей стороне, объяви себя союзником в войне против террора, и все остальное будет тебе прощено. Ты можешь закрывать средства массовой информации, направлять в Чечню войска, а Буш будет молчать.

Это касается как России, так и многих других частей света. В этой администрации есть и карьерные бюрократы, и политические назначенцы, которые по-настоящему привержены идее распространения демократии в мире. Однако на самом верху демократия, судя по всему, отошла на второй план, за исключением случаев, когда ее продвижение политически полезно (Ирак, Афганистан), или обходится практически бесплатно (Бирма, Зимбабве).

Администрация, которая начинала свою деятельность в полной решимости противостоять коммунистическому руководству Китая, теперь относится к нему с уважением, несмотря на то, что Пекин поддерживает бирманских диктаторов, угнетает мусульман на западе Китая, препятствует установлению демократии в Гонконге и продолжает угрожать Тайваню. Некоторые из самых коррумпированных и жестоких диктаторов из каспийского региона и стран Средней Азии, таких, как Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан и Казахстан, укрепляют свою диктатуру, в то время как администрация Буша деликатно прочищает горло и выпрашивает права на разработку месторождений или нефтяные контракты.

Как и во время "холодной войны", растут запросы на оказание помощи государствам, находящимся на передней линии борьбы - в данном случае это такие страны, как Иордания или Пакистан. В то же самое время администрация уменьшает ассигнования на гражданские институты, развитие демократии и независимых средств массовой информации в России и планирует вообще в ближайшую пару лет прекратить выделение средств на эти цели.

В официальных документах это объясняется достаточным уровнем развития России, что могло бы иметь смысл, если бы в России действительно был какой-либо прогресс, если бы Путин действительно обладал именно таким видением своей страны, которое ему приписывает Буш. Больше всего поражает то, что администрация Буша знает о неправильности своих выводов.

"Медленный темп демократизации вызывает наибольшее опасение", - говорится о России в запросе Агентства международного развития, направленном в Конгресс в рамках формирования бюджета на 2004 год. Агентство приводит многочисленные факты нарушения прав человека, нетерпимости к религиозным меньшинствам и притеснения свободных средств массовой информации в качестве "примеров продолжающейся борьбы между сторонниками активного гражданского общества и намерением властей создать управляемую демократию". Тем не менее указания сверху вынуждают Агентство сворачивать демократические программы.

С какой же целью? Путин посещает Кэмп-Дэвид и Крофорд, пользуется расположением своего друга Джорджа, а после этого не идет ни на какие уступки Соединенным Штатам по Ираку, не идет на уступки по Ирану, и даже не говорит о Чечне. Китай проводит конференцию по Северной Корее с участием шести государств, которую администрация называет признаком растущего сотрудничества, после чего Китай критикует США как сторону, не идущую на компромисс.

Да, и Китай, и Россия некоторым образом сотрудничают с США в деле поиска террористов. И администрация, настроившая против себя многие демократические страны, должна быть довольна, что эти две когда-то враждебные державы по меньшей мере придерживаются цивилизованных рамок поведения.

Однако борьба против экстремистского исламизма будет долгой, и неспособность Соединенных Штатов поддержать демократические ценности идет во вред этой борьбе. Буш заявляет о том, что он поддерживает терпимые, плюралистичные формы ислама. Однако когда в ходе борьбы с фундаментализмом он вступает в союз со среднеазиатскими диктаторами, это делает его заявления лживыми.

Мусульмане всего мира знают, что Путин с 1999 года ведет беспощадную кампанию против мусульманской Чечни. Они знают, что не далее как в минувшее воскресенье он провел фальсифицированные выборы, сделав так, чтобы все достойные кандидаты не были к ним допущены. После того как Буш восхваляет путинское видение "демократии, свободы и верховенства закона", кто поверит, что его заявления о свободе и демократии в Афганистане и Ираке более серьезны?