Грозный, 7 октября 2003 года. Избрание Ахмада Кадырова президентом Республики Чечня отмечалось в Грозном в понедельник с обычной помпезностью. В центре города солдаты федеральных войск оцепили несколько кварталов; неподалеку стоят бронетранспортер. В задачу федералов входило предотвращение терактов во время пресс-конференции. Неподалеку толпились зеваки из числа местных жителей. Внутри правительственного здания глава Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Чечни Абдул-Керим Арсаханов торжественно объявил, что г-н Кадыров победил, набрав 87% голосов, и провозгласил новую эру для этой разоренной шестью годами войны республики.
С избранием г-на Кадырова начал осуществляться задуманный российским президентом Владимиром Путиным план реабилитации Чечни. Однако даже после его знаменательного избрания в президенты остается вопрос, сумеет ли г-н Кадыров направить туда, куда нужно, выделенные на восстановление республики фонды, вернуть жителей в Грозный и достаточно стабилизировать обстановку в республике, чтобы можно было вывести оттуда значительное количество российских войск.
"Помогать Кадырову выиграть эти выборы было большой ошибкой со стороны Москвы", - сказал директор московского Центра стратегических исследований Андрей Пионтковский. Кремль, сказал он, провел в президенты кандидата, который почти не пользуется поддержкой в Чечне, не считая своего родного города. "Фактически, избрав Кадырова, Кремль навсегда утратил очень хорошую возможность нормализовать обстановку в Чечне, - сказал он. - Большинство людей в Чечне не доверяют Кадырову - и боятся его. Это значит, что путинский план приручения Чечни и возвращения ее под власть Москвы обречен на неудачу".
За время войны в Чечне погибли, по меньшей мере, 5000 российских солдат, были убиты десятки тысяч мирных жителей, а столица Грозный была превращена в груду развалин.
И вот сейчас г-н Путин вознамерился закончить эту войну до своего переизбрания весной и очевидно видит в г-не Кадырове достаточно жесткого лидера, способного добить тех примерно 3000 повстанцев, которые продолжают сражаться, даже несмотря на то, что российские вооруженные силы будут выведены из республики, а их функции будут переданы чеченской милиции.
На своей пресс-конференции г-н Кадыров заявил, что немедленно создаст комиссию по расследованию всех совершенных в Чечне с 1991 года преступлений. Он сказал, что обратится к г-ну Путину с просьбой продлить срок действия амнистии для повстанцев, которые согласятся сложить оружие и поддержат новое правительство. Ни г-н Кадыров, ни г-н Путин, кажется, не собираются всерьез заняться поисками избранного президентом Чечни в 1997 году Аслана Масхадова, который считается единственным человеком, способным обеспечить республике длительный мир и который якобы скрывается в горах на юге республики. "Я не собираюсь договариваться с Масхадовым, - заявляет г-н Кадыров. - Масхадову известны мой план и моя позиция. Если у него есть что предложить чеченскому народу, пусть приходит к Кадырову, и я готов работать вместе с ним".
Согласно официальным данным, в воскресных выборах приняли участие 83,4% зарегистрированных 545000 избирателей. "Сам факт столь массовой явки свидетельствует о том, что у людей есть надежды, - сказал г-н Путин в понедельник. - Они надеются на улучшение в своей жизни, в судьбах своих семей, на позитивные перемены в жизни своей республики, на решение социальных проблем, а также на повышение собственной безопасности".
Однако Сергей Шимоволос, неофициальный наблюдатель на выборах от московской Хельсинкской правозащитной группы, заявил, что был свидетелем многочисленных нарушений на одном из избирательных участков южнее Грозного, где одни люди опускали бюллетени за других, а на видных местах красовались плакаты и брошюры, агитировавшие за г-на Кадырова.
Тот же г-н Шимоволос сообщил, что в Шалинском районе, где проживают 180000 жителей, не было подсчета бюллетеней в присутствии наблюдателей, а вместо этого бюллетени доставили в здание местной администрации, где подсчет был произведен тайно. "Вокруг здания стояла вооруженная охрана, которая никого внутрь не пускала", - сказал он.
Когда г-н Шимоволос на пресс-конференции сообщил об этом факте, председатель ЦИК Чечни заявил, что впервые об этом слышит. "У нас нет ни одной официальной жалобы. Я не склонен верить вашим словам, - сказал г-н Арсаханов. - Такого не было".