8 октября 2003 года. Появились многочисленные признаки того, что звезда Дональда Рамсфелда (Donald Rumsfeld) закатилась. Год назад этот колючий министр обороны имел громадное политическое влияние. Глава Пентагона, возвысившийся на разгроме афганских талибов, руководстве наращиванием группировки войск против Ирака и регулярных победах над Колином Пауэллом (Colin Powell) из государственного департамента США в вашингтонских силовых играх, в значительной мере доминировал в вопросах формирования политики. Его резкие манеры и острые высказывания сделали его знаменитым в средствах массовой информации. Г-н Рамсфелд стал бесспорным главным военачальником в "войне с террором" Джорджа Буша-младшего (George W. Bush).
Через год все переменилось. Объявленное г-ном Бушем-младшим на этой неделе решение отнять у Пентагона общее руководство политикой, контртеррористическими операциями и восстановлением в Ираке равнозначно вотуму недоверия г-ну Рамсфелду. Официальные лица администрации уверяют, что это не так. Но именно так это расценивается в момент, когда реальная власть передается недавно снова расширенному Совету национальной безопасности, который возглавляет доверенное лицо г-на Буша-младшего Кондолиза Райс (Condoleezza Rice). Это явная попытка ограничить ущерб, ибо никогда прежде Совет национальной безопасности не получал очевидной оперативной роли.
Однако причины этого лежат на поверхности. Американские солдаты умирают; финансовые расходы становятся разорительными даже для глубоких карманов Америки; другие страны в большинстве своем по-прежнему отказываются ей помогать. В Организации Объединенных Наций (ООН) американская дипломатия зашла в тупик. Дела в Афганистане тоже пошли неважно. И все это на фоне тревожного общего ухудшения безопасности в регионе Ближнего Востока.
Поскольку сегодня война оказалась дискредитированной, Ирак очень быстро становится камнем на шее г-на Буша-младшего. Это показывают все опросы общественного мнения. Белый дом этого боится. И за значительную часть всего этого главную ответственность несет г-н Рамсфелд. В том, за что его когда-то хвалили, теперь все больше усматривают его вину.
Что ж, это только справедливо. План кампании в Ираке г-на Рамсфелда был фатально ошибочным с самого начала. Он недооценил требуемое количество войск и не сумел остановить сползание Ирака к хаосу после свержения Саддама Хусейна (Saddam Hussein) и отмены санкций. Выбор им Джея Гарнера (Jay Garner) на роль надсмотрщика в Ираке стал несчастьем, которое указывает на еще более глубокую, поразительную неспособность понять масштабы задач по восстановлению страны.
В некотором роде г-н Рамсфелд сам себя обманул. Его таинственное Управление специального планирования (Office of Special Plans) старалось обскакать Центральное разведывательное управление США и даже Разведывательное управление министерства обороны, проталкивая наверх свои "причесанные", а зачастую просто неточные данные об иракском оружии массового поражения, которые были на руку неоконсерваторам.
Г-н РАмсфелд и его заместители Пол Вулфовиц (Paul Wolfowitz) и Дуглас Фейт (Douglas Feith), игнорируя более умные головы, придавали слишком много веры заявлениям корыстной иракской оппозиции в изгнании, некоторых представителей которой они впоследствии привели к власти в Ираке. Намеки на "капитализм близких дружков" по-прежнему вьются вокруг распределения послевоенных контрактов.
А тем временем рядовые иракцы (и бедные американские пехотинцы) пытаются преодолеть последствия ряда грубых просчетов, допущенных преемником генерала Гарнера, Полом Бремером (Paul Bremer), еще одним выдвиженцем г-на Рамсфелда. В числе этих просчетов роспуск иракской армии и нежелание рассматривать скорейший переход к самоуправлению. Г-н Рамсфелд винит в нынешних бедах Ирака кого угодно: баасистов, террористов "Аль-Каиды", Сирию, Иран, французов, ООН. Но если он хочет найти истинного виновника, ему достаточно взглянуть в зеркало.
Пентагон давно уже печально известен своим плохим менеджментом. Он транжирит деньги налогоплательщиков в беспрецедентных масштабах. Почему кому-то взбрело в голову, что Пентагон сумеет управлять Ираком - величайшая загадка нашего времени. И еще большая загадка, почему г-н Рамсфелд все еще остается министром обороны США.