На международной арене Вашингтон всегда действует в соответствии с собственными интересами и использует такие организации, как ООН и ВТО лишь когда это ему выгодно, в противном случае - он не согласует свои действия с ними.
По мнению Чомски, политические манеры Соединенных Штатов сильно напоминают приемы, используемые мафией - "они заботятся о собственном шоу и насколько это возможно пренебрегают законом. Если американской администрации удается купить какого-нибудь коррумпированного политика и оказывать на него влияние, она довольствуется возможностью использования местного правительства в собственных целях. Именно таким образом и решаются внешнеполитические вопросы".
По словам Чомски, война в Ираке является еще одним подтверждением тому, что при решении международных проблем США всегда руководствовались лишь собственными интересами и использовали такие международные организации как ВТО и ООН лишь в случае, когда им это было выгодно, в противном случае американская администрация действовала без них.
"Оккупация Ирака обходится с каждым днем все дороже, и теперь Соединенные Штаты пытаются переложить часть затрат на другие страны, при этом сохранив за собой управление страной. В настоящий момент проходит обсуждение вопроса о принятии в рамках ООН резолюции, позволяющей Соединенным Штатам перераспределить финансирование иракской операции, не теряя контроля над ситуацией в стране".
Несмотря на то, что Вашингтон с удовольствием передал Афганистан и Косово под контроль ООН, он вовсе не намерен так же поступить и с Ираком. Почему?
Причины достаточно очевидны: Ирак имеет очень важное значение, а потому необходимо держать эту страну под контролем. Так было с самого начала и именно по этой причине Соединенные Штаты начали войну. Вторые по объему запасы мировых энергетических ресурсов находятся именно в Ираке. Осуществление военного контроля над Ираком, размещение военных баз на территории этой страны подразумевает и контроль над мировыми запасами топлива. И потому контроль над Ираком - крайне важная задача".
"Для Вашингтона, - отмечает Чомски, - Восточный Тимор, Косово, Афганистан - случаи проигрышные и теперь по счетам может платить кто-то другой, потому как никакой непосредственной выгоды от осуществления контроля над этими странами Соединенные Штаты не получат, возможно, лишь косвенную - обеспечение собственного имиджа в глазах мирового сообщества". "Различие между этими случаями и Ираком очевидны, - говорит Чомски, - и потому ООН и прочие международные организации могут быть крайне полезны. Особенно это заметно в случае с ВТО, которой руководит всемирное правительство де-факто - Соединенные Штаты, международные финансовые институты и прочие влиятельные учреждения. Таким образом получается, что США могут либо использовать - в случае необходимости - международные организации, либо игнорировать их".
Чомски утверждает, что подобная манера поведения Вашингтона, пренебрегающего международными правами и законодательством, отнюдь не нова, примером чему может служить история ООН: "Перечень примеров наложения вето на различные резолюции практически никогда не комментируется по одной простой причине: он открывает глаза на политику Соединенных Штатов".
Чомски - профессор Массачусетского Технологического Университета (MIT) и автор многочисленных работ по внутренней и внешней политики США - отмечает, что с первых дней своего создания ООН являлась одним из политических инструментов Соединенных Штатов. Тем не менее, после деколонизации различных регионов мира эта международная организация стала более представительной, вслед за чем Соединенные Штаты начали постепенно от нее отдаляться. "Вплоть до 1965 года Соединенные Штаты не использовали своего права вето, но с тех пор США занимают первое место по несогласию с резолюциями ООН. След в след за ними идет Великобритания, остальные же страны мира даже близко не подходят к ним по этим показателям".
И Соединенные Штаты, - добавляет Чомски, - нисколько не скрывают причины подобного поведения: американский госдепартамент неоднократно заявлял, что значительная часть планеты не согласна с политикой Вашингтона, а потому это государство будет само решать, какие правила и законы принимать на международном уровне.
Лингвист, аналитик и один из самых известных на сегодняшний день интеллектуалов Чомски говорит в этом интервью, что американское правительство всегда навязывало свою волю, но администрация Буша - "крайнее проявление американского унилатерализма, спектр которого достаточно узок". Чомски предупреждает, что экстремальный унилатерализм достиг такой степени, что вызывает беспокойство даже у самой американской политической верхушки.
Подобное беспокойство стало особенно заметным за прошедшие несколько месяцев. "Начиная с сентября прошлого года, все чаще раздается сильнейшая критика в адрес правительства Буша, при этом американскую администрацию критикует внешнеполитическая элита самой страны. Подобные заявления стали раздаваться после того, как правительство объявило о разработке стратегии национальной безопасности: в достаточно бесцеремонном заявлении говорилось, что Соединенные Штаты намерены постоянно править миром, и, в случае необходимости, использовать силу для устранения любых потенциальных препятствий на пути осуществления своих намерений. Подобная тенденция не нова, новой является лишь способ заявления о своих намерениях".
Критика в адрес администрации Буша, - говорит Чомски, - высказывалась как со страниц "Foreign Affairs", самого влиятельного журнала, освещающего вопросы внешней политики, так и во время последнего форума в Давосе.
Чомски приводит и другие примеры внешнеполитических решений американской администрации, вызывающих такое беспокойство у руководителей стран мира и политической элиты самих Соединенных Штатов. В тот же день, когда президент Буш объявил о проведении новой стратегии национальной безопасности (17 сентября 2002 года), американское правительство сообщило, что оно больше не намерено предпринимать усилия по предотвращению бактериологической войны и в течение четырех лет будет бойкотировать любые переговоры по этому вопросу.
Чомски, считающий угрозу бактериологической войны крайне серьезной проблемой для всего мира, указывает и причины выхода американцев из переговорного процесса по этому вопросу: стремление защитить американскую фармацевтическую промышленность и ее секреты, а вместе с тем и возможное участие самой вашингтонской администрации в проектах, нарушающих существующее международное законодательство.
"Ради достижения своих ближайших целей, ради власти и выгоды американское правительство готово подвергнуться опасности быть уничтоженным вместе со всем миром", - считает Чомски.
В октябре ООН приняла две очень важные резолюции: против милитаризации космоса и повторное подтверждение Женевского протокола о запрещении биологического оружия. Против выступили лишь две страны: Соединенные Штаты и Израиль. Другим примером крайнего унилатерализма правительства Буша может служить выход из Киотского протокола.
По мнению Чомски, цели Соединенных Штатов всегда остаются одинаковыми, хотя определенная часть американской политической элиты предпочла бы достигнуть их иными, более изысканными методами. Результаты же политики американской администрации не вызывают никакого удивления ни у тех, кто входит в состав правительств, ни у тех, кто наблюдает за его действиями извне. "Ни для кого не было секретом, что оккупация Ирака могла привести к росту международного терроризма и, вполне вероятно, к пролиферации оружия массового поражения. Тщательное прогнозирование ситуации провели и различные разведслужбы, в том числе ЦРУ, и специалисты по международной политике самого истеблишмента", - говорит Чомски.
Таким образом, ни ужасы оккупации, ни ее последствия не вызвали у политической элиты никакого удивления.
На вопрос о местоположении правительства Буша внутри спектра американской власти Чомски говорит, что "окружение президента, сосредоточившее все правление в своих руках, занимает самую крайнюю позицию в не слишком широком политическом спектре Америки".