10 октября 2003 года. Примечательные успехи России в восстановлении своей экономики после кризиса 1998 года на этой неделе увенчались решением международного кредитно-рейтингового агентства "Moody's" присвоить этой стране статус для внешних заимствований. Это поощрит иностранных банкиров, менеджеров фондов и компании к тому, чтобы больше давать взаймы и инвестировать в России.
Тем не менее, им по-прежнему следует проявлять осторожность, вкладывая деньги в экономику, которая столь сильно зависит от изменчивых мировых цен на энергоносители. Президент Владимир Путин вчера проиллюстрировал это, когда подверг критике "бюрократов" из Европейского Союза (ЕС) за их попытки "разрушить" экономику России, предъявляя к ней требование поднять внутренние цены на энергоносители, чтобы приблизить их к мировым.
Это требование является частью продолжительной саги о переговорах по вступлению России во Всемирную торговую организацию. И вот теперь, после повышения кредитного рейтинга России, недавнего возрастания западного интереса к российскому нефтяному сектору и с учетом приближения выборов, г-н Путин, возможно, укрепился в своем решении сопротивляться требованиям ЕС.
В действительности единственное, что может быть "разрушено", если россиян заставят платить больше за отопление, так это перспективы солидного прокремлевского большинства на парламентских выборах этой осенью и гладкого переизбрания г-на Путина в президенты следующей весной.
Разумеется, разрыв между внутренними и мировыми ценами становится все труднее ликвидировать по мере того, как последние все больше возрастают. Однако возросшие мировые цены на энергоносители, наряду с девальвацией рубля в 1998 году, стали локомотивом восстановления экономики России. Правительство воспользовалось этим обстоятельством. Оно улучшило состояние государственных финансов, досрочно выплатив часть внешнего долга, накопив резервы и создав систему налогов, которые люди и компании действительно стали платить. Однако зависимость страны от энергоносителей - на долю которых приходится 15% валового внутреннего продукта, 55% экспорта и половина сборов в казну - вызывает определенную озабоченность, как и тот факт, что на долю энергетического сектора сегодня приходится 70% совокупной рыночной капитализации зарегистрированных на мировых рынках компаний.
Не менее серьезным искажением является дюжина олигархических корпоративных групп, которые контролируют 60% российской экономики. Это стало результатом осуществленной Борисом Ельциным приватизации, следовательно, не может быть вменено в вину г-ну Путину. Однако существует опасность, что дальнейшие приватизации просто увеличат концентрацию богатств в частных руках. Объектами следующих крупных приватизационных сделок могут стать отдельные элементы РАО "ЕЭС России". Сегодня представляется, что те, кто пожелает их купить, будут иметь возможность платить за них наличными, а также акциями, которые уже аккумулировали некоторые из олигархов. Но единственными, кто в России сможет заплатить наличными, являются тоже олигархи.
В силу этого возрастает роль аутсайдеров, которые вносят в экономику больше конкуренции. А поэтому г-ну Путину нужно привлечь больше иностранных инвестиций. Однако, ему, возможно, не удастся это сделать, не разрешив вопроса о его непростом перемирии с олигархами. Агентство "Moody's" на этой неделе выдало прогноз, где сказано, что "внутренние политические распри не угрожают общему направлению прорыночных экономических реформ". Однако остальным трудно быть столь уверенными на этот счет.