Г-н Путин является президентом Российской Федерации
10 октября 2003 года. Время внесло коррективы в хорошо известный постулат Киплинга (Kipling) "Восток есть Восток, а Запад есть Запад". Когда-то это изречение казалось неколебимым. Но Запад и Восток сегодня встречаются - в России. То, что никакая серьезная глобальная или региональная проблема не может быть разрешена без активного и равноправного участия России, является геополитической реалией. Это подтверждается также новой многополярностью внешней политики России, которая фокусируется на развитии отношений на первостепенных направлениях Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Осенью 1998 года Россия сделала исторический шаг, вступив в форум "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС), в котором сегодня насчитывается 20 членов, включая США, и который на следующей неделе проводит свою встречу в Бангкоке. Это было правильное для России решение, и я убежден, что наши партнеры по АТЭС не разочарованы. Я полагаю, что их решение основывалось на признании важности роли России в мировых и региональных делах и на признании наших крупных достижений в экономике.
В самом деле, Россия является надежным политическим и экономическим партнером основных стран и регионов мира. Россия интенсифицировала торговые, экономические и инвестиционные связи с США, Китаем, Индией, Японией, а также с государствами Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Инвесторы из стран Запада и Востока одинаково активно используют рыночные возможности на нашей обширной территории, особенно в Сибири и на российском Дальнем Востоке, где имеются богатые природные ресурсы, а также технологический и научный потенциал.
Стоящие перед АТЭС задачи не являются, однако, специфичными для Азиатско-Тихоокеанского региона, и в их число входит первостепенная задача борьбы с терроризмом. Россия рассматривает АТЭС как важный инструмент для разработки долгосрочной стратегии избавления от "зла 21-го века" как на региональном, так и на глобальном уровнях. Усилия АТЭС по укреплению контртеррористического сотрудничества включают предотвращение и воспрещение финансовой поддержки террористов и обеспечение безопасности торговли, транспортных артерий и информационных систем. Мы также полагаем, что необходимо продолжить разработку упреждающих программ с целью компенсации материального ущерба бизнесу и общинам от террористических актов. Россия поставила этот вопрос на нынешней сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (ООН).
Россия тоже намерена играть активную роль в борьбе с терроризмом. Мы работаем над перекрытием каналов финансирования терроризма, а также стараемся помешать отмыванию денег. С этой целью создан Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу. Мы укрепляем сотрудничество с нашими партерами на всех уровнях, чтобы способствовать этим усилиям.
В настоящее время терроризм стал также и серьезной экономической проблемой. По некоторым оценкам, нападения террористов 11 сентября 2001 года привели к сокращению на 1% глобального валового внутреннего продукта. Результатом терактов в Индонезии и в других странах Юго-Восточной Азии стало значительное сокращение числа посещающих этот регион туристов и замедление темпов роста других отраслей экономики. Террористическая угроза и политическая нестабильность в ряде регионов, являющихся главными поставщиками энергоресурсов, подвергает опасности устойчивые поставки энергоресурсов в Азиатско-Тихоокеанский регион и в другие регионы планеты.
Россия готова внести существенный вклад в отражение этой угрозы экономическому процветанию Азиатско-Тихоокеанского региона. Этот вклад будет практическим, эффективным и взаимовыгодным. Я имею в виду разработку новой энергетической структуры в Азиатско-Тихоокеанском регионе, прежде всего в Восточной Азии, путем создания системы трубопроводов для транспортировки нефти и природного газа, а также организации перевозок сжиженного газа танкерами из восточных районов России, которые имеют значительные запасы углеводородов. Мы работаем над данными вопросами на двусторонней основе с соседними странами и намерены интенсифицировать эти усилия.
Вступив в форум, Россия также приняла на себя ответственность за обеспечение вместе с другими партнерами благоприятных условий для создания системы свободной и открытой торговли и инвестирования в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Я не считаю важным приобретение какой-то одной страной возможностей для движения на пятой передаче, в то время как другая страна способна двигаться только на второй или третьей передаче. Что действительно важно, так это чтобы мы все двигались в одном направлении, и чтобы никто без нужды не нажимал на тормоза. Я имею в виду взрыв протекционизма в форме односторонних мер ограничения торговли, чрезмерное использование антидемпинговых процедур и т.п. С нашей точки зрения, протекционизм, чем бы он ни маскировался, провоцирует предсказуемую цепную реакцию и ограничивает сотрудничество. Он особенно вреден для стран с развивающейся или переходной экономикой.
Со своей стороны, мы предлагаем начать в АТЭС диалог по либерализации рынка цветных металлов. Подавляющее большинство стран АТЭС являются членами Всемирной торговой организации (ВТО). Логично, что образ жизни стран - участников форума в значительной степени определяется правилами ВТО. (Тем, кто испытывает соблазн разочароваться в ВТО, я бы посоветовал не драматизировать ситуацию, которая создалась после конференции на министерском уровне в городе Канкун. Напротив, я думаю, что обсуждения в Мексике сыграли очень важную роль для нашего движения к будущему компромиссу.)
Россия внимательно наблюдает за глобализацией экономики нашей планеты. Глобализация - это факт, причем явно такой, который по большей части позитивно влияет на экономический рост. Однако глобализация также создает человечеству серьезные проблемы, такие, например, как растущая дифференциация уровня жизни, когда самые бедные страны выталкиваются на окраину глобальной цивилизации и не получают равного доступа к информационным и телекоммуникационным технологиям. Для сокращения этого разрыва нужно обеспечить в развивающихся странах не только экономический прогресс, но также и повышение уровня жизни населения, следовательно, достижение социальной стабильности и устранение первопричин таких опасных явлений как международный терроризм.
В этом плане мы высоко ценим помощь АТЭС малому и среднему бизнесу, что означает новые рабочие места и создание основы для развития среднего класса, а следовательно, для устойчивого социального и экономического развития. Более того, малый бизнес является сравнительно быстрым и эффективным способом решения экономических и социальных проблем.
В России малый и средний бизнес обеспечивает занятость 17% населения. Мы сократили волокиту в системе регистрации и лицензирования предприятий малого бизнеса, а система налоговой отчетности была значительно упрощена. Однако есть и другие проблемы, которые мешают развитию малого и среднего бизнеса, в частности, недостаточный доступ к финансовым ресурсам и административные барьеры.
Саммит АТЭС в Бангкоке будет проводиться под лозунгом "Мир разнообразия: партнерство во имя будущего". Да, мы все разные. Однако перед нами стоят общие задачи, и мы вместе ищем пути их решения. Мир изменился за 14 лет с момента образования АТЭС. Ушла в прошлое конфронтация политико-экономических блоков, и даже географическая карта мира изменилась с появлением новых государств и исчезновением других. В этих новых условиях нам следует наращивать наши усилия в достижении общих целей.