Г-н Макфарлейн был советником по национальной безопасности президента США Рональда Рейгана (Ronald Reagan)
10 октября 2003 года. На Украине разыгрывается очень важная для интересов Запада драма, которая, быть может, определит, останется ли эта недавно обретшая независимость страна с 50-миллионным населением суверенным, ориентирующимся на демократический путь развития и свободу государством, или снова сделается вассалом России.
После многих месяцев настойчивых уговоров Москвы Россия, Украина, Казахстан и Белоруссия две недели назад подписали меморандум о намерении создать единое экономическое пространство, официально - квазитаможенный союз, но также и шаг, который свидетельствует об интересе России к объединению этих стран в политически более органичный союз с Москвой. Ясно, что правительство Соединенных Штатов усматривает для себя опасность, если российскому давлению будет позволено возобладать.
Когда украинский премьер-министр Виктор Янукович на этой неделе был в Вашингтоне, одним из обсуждавшихся с ним вопросов наверняка было принятое государственной трубопроводной компанией Украины на прошлой неделе решение изменить направление потока в нефтепроводе Одесса-Броды в интересах России - решение, которое задело интересы украинского правительства, интересы этой страны и интересы нефтедобывающих стран Каспийского региона. Украина построила этот нефтепровод, который был введен в эксплуатацию в 2001 году, чтобы транспортировать каспийскую нефть в свою страну и далее в Польшу и Западную Европу. Имелась надежда, что тем самым удастся снизить зависимость Украины от российской нефти, диверсифицировать источники снабжения Польши и, особенно, Германии и обеспечить выход в Европу для нефти Казахстана. Все это также согласуется с американской - и в значительной мере с европейской - политикой в вопросе о каспийских энергоносителях и диверсификации снабжения нефтью Европы.
Однако российские олигархи (которых, к сожалению, поддержала английская компания "British Petroleum") заинтересованы в том, чтобы самим использовать этот нефтепровод, но в противоположном направлении, для экспорта российской нефти через Черное море и черноморские проливы. Тем самым был бы поставлен крест на надеждах, которые возлагались на этот украинский нефтепровод, не говоря уже о том, что это привело бы к опасному увеличению прохода танкеров через пролив Босфор, где судоходство и без того уже слишком интенсивное.
Не удивительно, что правительство в Киеве и лично президент Леонид Кучма выступили против позиции государственной трубопроводной компании. У них имеется правовая возможность отменить это решение; но хватит ли им силы воли воспротивиться интересам Москвы? Вашингтон имеет возможность высказаться в их поддержку.
Однако Соединенные Штаты, кажется, настолько запутались в своем стремлении как можно скорее увидеть свидетельства социальных и политических реформ на Украине и в своем желании избежать осложнений в отношениях с Москвой, что рискуют утратить почти все свое влияние на Украине и снизить возможности этой страны по проведению реформ.
Всегда трудно соблюдать меру в использовании значительных рычагов влияния Вашингтона на другие правительства в направлении осуществления перемен, чтобы не принудить их к тому, на что они в данный момент не способны. А до самой недавней поры Украина не пыталась облегчить Америке эту задачу. Однако, оглядываясь на недавнее прошлое, можно видеть многочисленные примеры того, что Украина, наконец, твердо решила пойти навстречу Западу и, в частности, Соединенным Штатам, в надежде на ответную помощь, позволяющую выдержать давление, которому она подвергается с Востока.
Перед войной в Ираке Украина направила в Кувейт 500 военных специалистов, обученных уничтожению химического оружия, чтобы можно было быстро использовать их в случае необходимости. Во время войны Украина помогала воздушным перевозкам в этот регион и открыла свое воздушное пространство для военно-транспортных самолетов США и их союзников. Наконец, 4 месяца назад, когда очень немногие из союзников Америки были готовы помогать ей, Украина сделала очень трудный шаг, направив бригаду солдат, чтобы сменить американских морских пехотинцев на передовой в Ираке.
Помимо военной активности, Украина начала обращать серьезное внимание на другие пункты нашей повестки реформ, включая повышение защищенности интеллектуальной собственности и решение разнообразных торговых споров. Украина хочет вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО) и демонстрирует готовность принять трудные меры, чтобы соответствовать требованиям этой организации. И, пожалуй, самым впечатляющим является то, что нынешний президент Украины намерен через год, после проведения новых выборов, оставить свой пост, который он занимает второй срок подряд - гигантский шаг глубочайшей важности для того, чтобы демократическая практика стала на Украине нормой. Короче, Украина хочет быть западной страной, но ей нужна помощь.
Экономика Украины растет - в нынешнем году примерно на 5% - однако она остро нуждается в инвестициях, чтобы создать новые рабочие места и сократить "утечку мозгов" талантливой молодежи, а также снизить политическое давление, которым сопровождается высокий уровень безработицы. К сожалению, возможности Америки по торговле с Украиной серьезно страдают от ограничений, налагаемых принятой в годы "холодной войны" поправкой Джексона-Вэника (Jackson-Vanik), которая запрещает американским фирмам торговать со странами с "нерыночной" экономикой.
Когда г-н Янукович был в Белом доме, он стремился получить твердое обещание президента США принять энергичные меры по отмене этого анахронизма. Далее, администрации Буша-младшего (George W. Bush) следует подумать, что она может сделать в направлении повышения заинтересованности бизнесменов в инвестициях на Украине - включая такие вещи, как поддержка компанией "Overseas Private Investment Corp." фондов, которые финансируют долговременные проекты на Украине, и выделение кредитов Экспортно-импортного банка США с целью облегчения экспорта товаров на Украину.
Соединенные Штаты и их союзники в Европейском Союзе весьма сильно заинтересованы в том, чтобы помешать заманиванию Украины, Казахстана и других бывших советских республик обратно в российскую орбиту. Огромные нефтяные резервы Казахстана следует направить на западноевропейские рынки, в том числе через нефтепровод Одесса-Броды. Усилиям России по изменению направления потока в этом нефтепроводе в угоду собственным коммерческим интересам следует противиться, причем не одному только Вашингтону.
Совершенно очевидно, что другие дела - в первую очередь контртерроризм - требуют приоритетного внимания. Однако Украина доказала, что она стоит на стороне коалиции в войне в Ираке и более чем готова делиться разведывательной информацией и оказывать другую полезную помощь в наших усилиях по разгрому "Аль-Каиды". Пора отплатить Украине за ее добрую волю конкретными мерами поддержки. Ибо, если мы этого не сделаем, давление Москвы может оказаться слишком сильным, и мы потеряем историческую возможность консолидировать демократическое будущее Украины.