10 октября 2003 года. Президент Владимир Путин в настоящее время пытается вести Российскую Федерацию таким курсом, который позволяет наилучшим образом скрывать слабости его страны, максимально используя для этого проблемы, которые имеют наибольшую стратегическую важность на мировой арене. Ключом к будущему блокированию России с другими странами и ее благополучию в мире меняющихся геополитических альянсов станет то, как г-ну Путину удастся сбалансировать отношения Москвы с Соединенными Штатами и с теми из группы евразийских стран, с которыми он также ведет дела.
Во время своего недавнего визита в Кэмп-Дэвид, в основном для обсуждения с президентом США Джорджем Бушем-младшим (George W. Bush) ситуации на Ближнем Востоке, г-н Путин сказал: "Наши сегодняшние переговоры вновь подтвердили, что наши отношения основываются на четком видении и четком понимании особой ответственности России и Соединенных Штатов за обеспечение международной безопасности и укрепление стратегической стабильности".
Однако общее видение и взаимопонимание двух стран было и остается в основном риторикой. Г-н Путин также попытался заявлять, что Соединенные Штаты и его несколько хворая страна равны на мировой арене - ситуация, очень далекая от правды. Справедливо, однако, что сегодня Москва пользуется более сильным влиянием, чем до 11 сентября 2001 года. Не ясно только, в какой мере администрация Буша-младшего это понимает или даже признает, и как это влияет на ее политику.
Россия сегодня испытывает трудные времена, тогда как Соединенные Штаты и многие из ее традиционных соперников, например, Китай, находятся на подъеме. В плане утраты территории начало было положено распадом Советского Союза, а дальше о своей независимости заявила Чечня. В социальном плане следует отметить неуклонное падение рождаемости и ожидаемое сокращение численности населения. Однако Москва по-прежнему имеет в рукаве кое-какие дипломатические козыри, которые дают ей больше влияния в отношениях с Соединенными Штатами, чем кажется на бумаге.
Иран. У России имеются уникальные отношения с Ираном, поскольку Москва обладает возможностями для того, чтобы сделать Иран ядерной державой. Это обстоятельство прямо противоречит иранской политике Соединенных Штатов, которые не доверяют Ирану. Таким образом, иранский вопрос стал одним из главных противоречий в американо-российских отношениях. Г-н Буш-младший усиливает риторические нападки на Иран, тогда как г-н Путин по-прежнему отказывается откровенно говорить о том, как далеко готова пойти Россия, чтобы предотвратить становление Ирана ядерной державой.
Г-н Буш-младший, кажется, удовлетворен заверениями г-на Путина, что Москва окажет на Иран давление, чтобы тот отказался от своих ядерных амбиций. В действительности г-н Путин затеял большое шоу: у него нет желания проводить в отношении Ирана жесткую политику, принуждая его к сотрудничеству с Международным агентством по атомной энергии. Он намеревается и дальше сохранить свой неоднозначный подход к иранскому вопросу как рычаг влияния Москвы на Вашингтон. Если бы г-н Путин имел намерение активно помогать Соединенным Штатам в устранении всякой возможности для Ирана стать обладателем ядерного оружия, Россия потеряла бы значительную часть своих возможностей на переговорах с Соединенными Штатами по вопросам региональной безопасности Евразии.
Нефть. Россия является одной из ведущих нефтедобывающих стран и одним из главных мировых экспортеров нефти. Соединенные Штаты недавно тоже начали импортировать российскую нефть. Их вынудили к этому политические перемены после двух последних войн в Ираке, растущая напряженность отношений с саудовской монархией и открытый конфликт между администрацией Уго Чавеса (Hugo Chavez) в Каракасе и Вашингтоном. Американские энергетические компании, в частности "ChevronTexaco" и "ExxonMobile", начали инвестировать в проекты нефтедобычи в Казахстане и в Азербайджане, соответственно. И, по мере усложнения обстановки со снабжением Америки нефтью из традиционных источников, Вашингтон все более склонен попытать счастья с нефтяными компаниями России.
Евразия. В придачу к Ирану, Россия также пользуется значительным влиянием на многие другие правительства Евразийского континента, с которыми у Соединенных Штатов нет нормальных дипломатических отношений. Могущественные региональные державы, в частности, Китай и Индия, являются потенциальными партнерами Российской Федерации в евразийском альянсе, который, как надеется Россия, придаст вес ее идее "многополярного мира". По этой причине Вашингтон старается не подвергать остракизму Россию и позволяет Москве - по крайней мере, на поверхности - высказываться по вопросам, имеющим критическое значение для интересов России.
В заключение следует сказать, что, с учетом меняющегося геополитического климата, можно рассматривать г-на Путина и Россию, которая представляет собой призрак когда-то монолитного Советского Союза, как пользующихся усиленными рычагами влияния на Соединенные Штаты, своего давнишнего врага.