Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"Лукойл" хочет получить свое месторождение

Российский нефтяной гигант "Лукойл" считает, что у него есть законное право добывать нефть в Ираке. Однако политика главнее законов.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Находящееся в пустыне на юге Ирака огромное месторождение Западная Курна как будто ждет, чтобы забить фонтаном нефти. Его запасы составляют как минимум 7 миллиардов баррелей, стоимость добычи одного барреля равна всего одному доллару, и оно находится недалеко от нефтяных терминалов Персидского залива. Проблема заключается в том, что существуют споры о праве на разработку этого месторождения.

Находящееся в пустыне на юге Ирака огромное месторождение Западная Курна как будто ждет, чтобы забить фонтаном нефти. Его запасы составляют как минимум 7 миллиардов баррелей, стоимость добычи одного барреля равна всего одному доллару. Кроме того, месторождение находится недалеко от нефтяных терминалов Персидского залива. Проблема заключается в том, что существуют споры о праве на разработку этого месторождения.

Российский нефтяной гигант "Лукойл" считает, что, благодаря подписанному в 1997 году с Саддамом Хусейном (Saddam Hussein) контракту о разделе продукции сроком на 40 лет, он имеет все права на месторождение. Правда, есть один момент: после многих лет уговаривания России начать добычу нефти - что повлекло бы нарушение санкций ООН - Саддам Хусейн в прошлом году объявил об аннуляции этого контракта.

"Они не имели права этого делать, - считает президент "Лукойла" Вагит Алекперов. - В контракте четко говорилось, что мы начнем работы после того, как будут сняты международные санкции". По его мнению, контракт остается в силе.

Но так ли это? Правительство США считает, что будущее иракской промышленности должны определять сами иракцы. Со своей стороны, Правящий совет Ирака заявил, что из заключенных при Саддаме Хусейне контрактов он признает только краткосрочные договоры о продаже нефти. О договорах о разделе продукции не было сказано ничего.

Судя по всему, закон будет на стороне "Лукойла". Эксперты считают, что у Саддама не было права разрывать договор без осуществления международных арбитражных процедур. Однако бывший министр нефти Ирака Фадиль Чалаби (Fadhil Chalabi), возглавляющий ныне лондонский Центр глобальных энергетических исследований, предупреждает, что на ситуацию влияют и другие факторы. "Правящий совет может заявить, что контракт с "Лукойлом" был не деловой, а политической сделкой, чтобы получить поддержку России в Организации Объединенных Наций", - говорит Чалаби.

Ожидая, пока иракцы определятся со своим решением, Алекперов делает все возможное, чтобы получить поддержку и из других источников. В прошлом месяце в Нью-Йорке Алекперов говорил о крупных поставках российской нефти в США в будущем. Все, что уменьшает зависимость Америки от импорта нефти из стран Персидского залива, несомненно, будет способствовать смягчению позиции Вашингтона. Однако, чтобы вернуть месторождение Западная Курна, Алекперову понадобятся хорошие лоббисты и в Ираке.