Никак не складываются отношения между Россией и соседней Белоруссией. Эта страна, находящаяся на пути российских энергоресурсов к европейским рынкам, входит в число тех республик бывшего СССР, которые демократические реформы обошли стороной. Никогда еще отношения между двумя славянскими государствами не были столь напряженными: заморожены авуары, идут споры по поставкам природного газа, лидеры двух стран обмениваются резкими заявлениями. Вот уже в течение семи лет Россия и Белоруссия строят «Союзное государство», основы которого заложил Борис Ельцин. Однако контуры этого союзного образования до сих пор не просматриваются.
По мнению бывшего полковника Владимира Путина, речь должна идти о том, чтобы восстановить примат центральной власти над этой бывшей «братской республикой» и обеспечить через белорусскую территорию транзит российского газа в Европу (30 % импортируемого Евросоюзом природного газа поступает в ЕС из России). А бывший председатель колхоза Александр Лукашенко рассматривает проект создания Союзного государства как трамплин на пути достижения своих честолюбивых целей. Лукашенко, за 10 лет правления которого Белоруссия оказалась в полной международной изоляции, хотел бы в будущем стать главой Союза двух славянских государств.
До настоящего времени Москва всячески поддерживала «Батьку», великодушно поставляя ему по заниженным ценам нефть и газ, а также закрывая глаза на подозрительные исчезновения некоторых деятелей оппозиции. Москва также старалась не замечать проходивших в Минске сталинских судебных процессов, но зато каждый раз в преддверии выборов в Белоруссии Кремль оказывал Александру Лукашенко финансовую помощь. И именно благодаря российским деньгам и с благословения Москвы в сентябре 2001 года президент Белоруссии был переизбран на этот пост.
Однако с того времени отношения двумя столицами осложнились. Лукашенко, не оценив по достоинству проявленной по отношению к нему заботы, не прекращает чинить препятствия притоку российского капитала в Белоруссию. Российский гигант «Газпром» так и не сумел взять под свой контроль «Белтрансгаз», государственную компанию, контролирующую сеть газопроводов. Еще более неопределенной стала перспектива введения на территории Белоруссии российского рубля, хотя, согласно проекту Союзного государства, на этот шаг стороны должны пойти уже в 2005 году. «Мы не собираемся возрождать СССР», - предупредил Владимир Путин в ходе визита в Белоруссию весной 2002 года. Напомнив Минску о том, что белорусская экономика составляет лишь 3% от экономики России, хозяин Кремля предложил тогда Белоруссии войти в состав Российской Федерации в качестве 90-й провинции. «Ни Ленин, ни Сталин не додумались до такого», - вне себя от ярости заявил в ответ Александр Лукашенко.
С тех пор «Батька» не может успокоиться. «Чего они хотят? Нас унизить, сломать, подчинить!», - гневно заявил он в конце августа, выступая по местному телеканалу. Ситуация осложнилась, когда в начале сентября белорусский суд заморозил авуары российской компании «Славнефть», которая является владельцем части акций Мозырского нефтеперерабатывающего в Белоруссии. Быстрый ответ российской стороны не заставил себя ждать. Через несколько дней Москва устами премьер-министра Михаила Касьянова объявила об отмене льготных цен на поставки в Белоруссию природного газа. Как известно, с 1994 года Москва поставляла свой газ Минску по сильно заниженной цене. Белоруссия платила лишь 29 долларов за тысячу кубометров газа, но зато перепродавала этот газ по цене, завышенной более чем в два раза (по 70 долларов за кубометр). А деньги, вырученные от разницы в стоимости газа, переводились в «президентский фонд»!
Скорее всего, со временем у «последнего диктатора Европе» уже не будет выбора. И он вынужден будет уступить требованиям Москвы, не рассчитывая на компенсацию. Лукашенко находится в изоляции на международной сцене. В ноябре 2002 года на саммите НАТО он был объявлен «персоной нон грата», причем в тот самый момент, когда в Альянс были приглашены семь новых стран-членов, в числе которых три прибалтийские республики. Время от времени Лукашенко высылает за пределы республики представителей ОБСЕ. Так что у Лукашенко остается одно-единственное окно для выхода во внешний мир. Это - соседняя Россия.
Москва не впервые использует для давления на страну «ближнего зарубежья» свои экономические рычаги - нефть, газ и электроэнергию. Сейчас ни одна из бывших республик СССР, включая прибалтийские страны, не ускользнула от наступления российского капитала. Армения и Киргизия уступили России целые отрасли своей промышленности, погасив таким образом часть своих долгов перед Москвой. Узбекистан и Туркмения обязаны поставлять свой газ России, а Грузия только что уступила холдингу РАО «ЕЭС» контроль над своей системой электроснабжения. Мажяйкский нефтеперерабатывающий завод в Литве уже перешел под контроль российской компании «ЮКОС», и такая же участь, скорее всего, ждет нефтяной терминал Ventspils в Латвии.
Так что сегодня Белоруссия, отрезанная от внешнего мира, является для Москвы легкой добычей. Неограниченный авторитаризм президента Белоруссии и отсутствие в республике реформ загоняют ее в угол. Для Москвы Белоруссия остается, прежде всего, транзитной территорией для поставок российского газа в Европу. Эта республика также является также форпостом российской системы ПВО, и как сообщил 4 сентября министр обороны РФ Сергей Иванов, вскоре в Белоруссии будут размещены зенитные ракетные комплексы С-300.
Наконец, как считают в Кремле, в свете приближающейся предвыборной кампании в России важно сближение «красного пояса» с этой маленькой страной. Жители российской глубинки традиционно голосуют за коммунистов, и поэтому в преддверии выборов в Госдуму, назначенных на 7 декабря, Москва намерена в очередной раз использовать в своих пропагандистских целях идею «Союза России и Белоруссии».