В дзюдо самое важное - голова. Ты должен обхитрить противника, молниеносно войти с ним в соприкосновение и бросить через плечо на землю. «Это молодой Владимир Путин хорошо усвоил еще на первых тренировках в Санкт-Петербурге. А разве сегодня он не проводит «политику дзюдо» уже в качестве президента, пишет московская газета «Версия»: сделать бросок, применить удушающий прием, сбить с ног. Хозяин Кремля уже давно заработал черный пояс и в этой дисциплине: он положил на лопатки почти всех политических противников внутри страны, вместе с ними - средства массовой информации и строптивых предпринимателей. По мере надобности он применяет разную технику броска и в отношении своих зарубежных партнеров, в зависимости от того, о ком идет речь: о США, ЕС, о Всемирной торговой организации (ВТО) или о всех вместе взятых соседях, являвшихся прежде советскими республиками.
Ничто теперь не происходит без участия России. Так, по крайней мере, думает Путин и видит свою громадную страну центром всего мироздания: «Ни одна серьезная мировая или региональная проблема на Земле не может быть разрешена без равноправного участия России», - сообщил недавно президент читателям "Wall Street Journal".
Москва играет мускулами. Путин твердо придерживается варианта нанесения первым ядерного удара, собирается поставить на дежурство новые стратегические ракеты с кассетными боеголовками, испытывать оружие массового уничтожения - в ответ на систему противоракетной обороны США.
«Политикой выкручивания рук» называет политический дзюдоист Путин и требования ЕС, связанные со вступлением России в ВТО, чего она очень добивается. «Однако руки у России будут все сильнее, и ЕС вряд ли удастся их выкрутить», - набросился он на открытую политику Брюсселя на прошлой неделе, во время встречи с канцлером Германии в Екатеринбурге. «Неприемлемым и несправедливым», по его словам, является требование Еврокомиссии о повышении внутренних цен на природный газ до уровня, существующего на мировом рынке, и о соблюдении подписанной Россией, но не ратифицированной Европейской энергетической хартии. Этот документ предусматривает свободный транзит нефти и природного газа. Вместо этого Москва хочет блокировать транзит нефти и газа из других стран-участниц СНГ.
Может вполне возникнуть впечатление, будто Кремль работает над подспудным восстановлением Советского Союза. И первой отправной точкой в этом являются энергетические системы бывших республик-сателлитов: «Система газопроводов это детище Советского Союза. И только мы способны поддерживать ее в рабочем состоянии», - вещает Путин. С помощью контролируемых государством концернов, газового гиганта «Газпром» и московского монополиста в сфере электроэнергетики «ЕЭС России», под контроль должны быть поставлены энергетические системы соседних государств СНГ. Затем эти страны должны будут вынуждены перейти под жесткий контроль Москвы также в политическом плане: «Россия единственный и естественный лидер на всем пространстве СНГ», - считает, во всяком случае, политический пророк и бывший глава кремлевской администрации Анатолий Чубайс. Чубайс сегодня является председателем правления концерна «ЕЭС России» и мечтает о «либеральной империи» под названием Россия.
Усыпить бдительность противника, а потом молниеносно нанести ему удар - такую тактику дзюдо Путин применяет не только при воссоздании Советского Союза без коммунистов, но и в своей собственной стране. Все яснее становится, что он не в состоянии освободиться от своего прошлого, связанного с КГБ. С рыночными лозунгами на устах он проводит политику создания государственной экономики. «Газпром» по воле Путина должен оставаться всегда государственным. А требования нефтяных баронов о строительстве частных трубопроводов он категорически отвергает, поскольку хочет обеспечить государству контроль над значительной частью экономики.
Прежде всего, по этой причине ЕС должен немедленно разработать стратегию отношений с Россией и ее соседями по СНГ. Европейцы, конечно, во все большей мере нуждаются в сырье из России, особенно в нефти и газе, и становятся, таким образом, соперниками США. Но оба соперника должны быть жизненно заинтересованы в том, чтобы Москва не смогла вновь поработить бывшие республики. Так, ЕС в качестве противовеса стремлению Москвы к великодержавию и в интересах защиты малых государств СНГ должен до конца добиваться соблюдения зафиксированного в Европейской энергетической хартии права на транзит на Запад казахской нефти или туркменского газа. Даже если Владимир Путин уже высказал по этому поводу негативное мнение: «Иллюзия думать о возможности получения дешевых энергоносителей из других стран».
Запад при рассмотрении и оценке тактики дзюдоиста Путина, должен, во всяком случае, помнить то, о чем в свое время говорил вождь большевиков Ленин: «Доверие - хорошо, контроль- лучше».