Лонгин Иероним Пастушак (Longin Hieronim Pastusiak), ему 68 лет, является президентом (маршалом) польского сената (верхней палаты). В парламентском собрании НАТО Пастушак, зарекомендовавший себя хорошим знатоком США (профессор американистики), является председателем подкомитета по трансатлантическим отношениям. Пастушак - член Демократического союза премьер-министра Лешека Миллера (Leszek Miller).
"Standard": Польша настаивает на применении в ходе переговоров по поводу конституции ЕС принципа большинства голосов, зафиксированного в договоре, подписанном в Ницце. Появился даже боевой клич «Ницца или смерть». Сегодня 250 представителей искусства и науки Польши публично потребовали от правительства не препятствовать европейской интеграции, противопоставляя свои особые интересы интересам общим.
Пастушак: Деликатный компромисс, достигнутый в Ницце, служит интересам всех стран, особенно интересам малых и средних государств, то есть и Австрии, и Польши. Договор еще даже не вступил в силу, а уже начинаются попытки переделать его. Люди, которые хотят этого, должны нас убедить, почему. Аргумент, что договор слишком сложен, неубедителен, так как его даже не применяли на практике. Если окажется, что система, утвержденная в Ницце, не функционирует, тогда можно будет подумать о внесении изменений.
"Standard": Поборники быстрой интеграции ЕС хотят принимать в будущем решения в ключевых областях, таких, как внешняя и оборонная политика, большинством голосов, не прибегая к праву вето. Не станет ли в таком случае неизбежным появление «Европы, двигающейся на разных скоростях»?
Пастушак: В машине, едущей в одном направлении, колеса не могут крутиться с разной скоростью. Я понимаю опасность, что одно отдельное государство может блокировать процесс интеграции. Поэтому Польша выступает за расширение перечня вопросов, которые решались бы квалифицированным большинством. Но не должно быть такого, когда государства с большей численностью населения решают все и вся.
"Standard": Во время иракского конфликта всплывала идея об оси Франция-Германия-Россия. Появляются ли тут снова исторически обоснованные страхи?
Пастушак: Таких страхов нет потому, что мы хотим поддерживать хорошие отношения как с Европой, так и с США. Это то же самое, когда ребенка спрашивают, кого он больше любит, маму или папу. Пресса только что сообщила, что поляки впервые стали считать, будто безопасность страны в большей мере обеспечивает Европа, чем США. Правда, это был один единственный опрос.
"Standard": Как Польша относится к созданию европейской системы безопасности?
Пастушак: Мы - за создание сильной военной опоры в ЕС. Но это не должно быть связано с каким-либо ослаблением НАТО или дублированием структур НАТО. Мы с большой озабоченностью узнали об инициативе Франции, Германии, Бельгии и Люксембурга о создании мини-альянса в рамках ЕС. Безопасность - это неделимое имущество. Как не может быть немного беременной женщина и частично свежим яйцо, так не может находиться в частичной безопасности и страна.
"Standard": Как Вы собираетесь приводить в порядок трансатлантические отношения, которые пострадали из-за войны в Ираке?
Пастушак: Вести диалог, добиваться компромиссов, не вести диалог через средства массовой информации и не делать односторонние заявления.