Игнорируя "Ангелы Чарли - 2" и другие американские фильмы, которые показывают в находящемся неподалеку кинотеатре, российская молодежь в прошлую субботу набилась в магазин видеопродукции, чтобы встретиться с героями одного из первых российских фильмов, повествующего о бурных 1990-х годах.
Кивая головами в такт рок-музыке, саундтреку к малобюджетному фильму "Бумер", в котором рассказывается о банде угонщиков автомобилей, молодые люди старались протолкнуться вперед, чтобы заполучить автографы троих затянутых в кожу актеров и 27-летнего режиссера Петра Буслова.
"Этот фильм даже нельзя сравнивать с американским кино, - говорит 20-летний студент. - "Бумер" показывает нашу жизнь такой, какая она есть".
Когда-то легендарная российская кинопромышленность снова встает на ноги после долгого периода недофинансирования и жесткой конкуренции со стороны импортируемых из Соединенных Штатов фильмов. Общее улучшение экономической ситуации способствовало росту продажи билетов, кроме того, появилось большое количество новых режиссеров, чьи фильмы стали конкурировать с заграничными блокбастерами.
В отличие от интеллектуальных и зачастую идеологических картин советских времен, новые фильмы привлекают аудиторию изображением современной российской жизни. Эти фильмы приносят прибыль на внутреннем рынке и получают награды за границей. Однако более важно то, что они оказывают российскому обществу столь необходимую ему поддержку, рассказывая о достоинстве обычных людей, которое те сохраняют среди преступности и экономической неразберихи постсоветской эпохи.
Зрителям нравится смотреть, как герои фильмов борются с окружающими их проблемами, отмечает Сергей Сельянов, руководитель кинокомпании СТВ, являющейся сопродюсером "Бумера". "Россияне видят, что мы - не отбросы, что мы - люди", - говорит Сельянов. Хотя голливудские хиты все еще занимают доминирующее положение на рынке, по мнению г-на Сельянова, зрители все больше устают от западных фильмов и все с большей охотой смотрят "наше" кино.
Герои "Бумера" - мелкие преступники, которых в 1990-х годах можно было увидеть на каждом углу. Они угоняют машины, дерутся с конкурентами и проворачивают различные аферы, однако при всем при этом им каким-то образом удается вызывать симпатию у зрителей. Один из них обещает своей подруге, что его дела вот-вот пойдут в гору. Другой ночью отвозит раненого друга в больницу. Только одному члену банды удается избежать тюрьмы и смерти, в сцене, символизирующей прощание с преступным прошлым, он бросает краденый БМВ. "Бумером" россияне как раз и называют автомобиль марки БМВ.
Г-н Буслов, выпускник престижного Всероссийского государственного института кинематографии, приобретал жизненный опыт во Владивостоке - суровом портовом городе, в котором он оказался в поисках работы после того, как в 15 лет убежал из дома. Он говорит, что не был бандитом, хотя знает парней, которые сейчас, возможно, уже сидят в тюрьме. "Я легко мог стать одним из них", - говорит г-н Буслов. Вместе со сценаристом Денисом Родиминым он написал сценарий за три недели, обильно снабдив его сленгом, шокирующим публику.
Претворяя в жизнь мечту детства, г-н Буслов приехал в Москву и в 1997 году поступил в институт кинематографии. В то время российская киноиндустрия пребывала в ужасном состоянии. Государство перестало финансировать производство фильмов, многие кинотеатры были переоборудованы в склады или торговые залы. В остальных показывали американские блокбастеры.
С тех пор, по мере улучшения состояния экономики, перспективы российской киноиндустрии стали куда более радужными. По сравнению с 1999 годом объемы продаж билетов выросли в 10 раз, составив, по оценкам, сумму в 175 миллионов долларов. Российские и западные инвесторы спешат строить новые кинотеатры, чтобы удовлетворить растущий спрос. Журнал "Кинобизнес" подсчитал, что в этом году будет снято около 75 фильмов, что почти в два раза больше, чем в прошлом году.
Кинокомпания СТВ и другие продюсеры увеличивают инвестиции в производство кинофильмов, однако за право заключить с ними договор пока еще нужно бороться. Когда г-н Буслов первый раз предложил свой сценарий, СТВ и продюсерский центр "Пигмалион" заявили, что у них нет средств на новый проект. Выбив наконец мизерный бюджет в размере около 700000 долларов США, режиссер экономил средства, снимая по ночам в неотапливаемом ангаре под Москвой. Актеры получали символические зарплаты, а днем трудились по месту своей основной работы.
Сергей Горобченко, играющий одного из членов банды, говорит, что съемки в "Бумере" помогли ему понять постсоветский хаос, который шокировал его в 16 лет. "Тот период был действительно суровым для меня. необходимо было понять, кто ты, и что вокруг происходит".
Кассовые сборы "Бумера" составили более 1,4 миллиона долларов, что является огромной суммой для российского фильма. Мобильный телефон г-на Буслова звонит не переставая, причем часто его хотят поздравить незнакомые люди, каким-то образом узнавшие его номер. Пиратские копии фильма появились даже в Лос-Анджелесе и Гонконге, а СТВ сообщает, что ведет переговоры с американскими дистрибьюторами. В конце этого месяца г-н Буслов будет представлять "Бумер" на фестивале "Неделя российских фильмов" в Нью-Йорке.
Чрезмерное внимание к его персоне утомляет молодого режиссера, который скрывается от него, проводя время в клубах со своими друзьями. Некоторые российские критики сравнивают его с Квентином Тарантино (Quentin Tarantino), которого он обожает, а также с Мартином Скорцезе (Martin Scorsese) и Джимом Джармушем (Jim Jarmusch). Режиссер говорит, что он также очень хорошо относится к Владимиру Путину. "Я чувствую, что он возвращает стране силу, силу и уверенность, и я верю в него", - говорит Буслов.
Многие из коллег г-на Буслова также добились коммерческого успеха и похвалы критиков. Сорокалетний сибиряк Андрей Звягинцев в прошлом месяцев получил Гран-при Венского фестиваля за свой дебютный фильм "Возвращение". Эта картина является третьей российской лентой, получившей эту награду. Компания "Рен-ТВ", которая сняла фильм всего за 400000 долларов, ожидает миллионные прибыли в России и за рубежом.
Несмотря на эти успехи, конкурировать с голливудскими фильмами и их многомиллионными рекламными кампаниями пока тяжело. Когда "Бумер" вышел в начале августа на экраны, его показывали лишь в 34 из 350 кинотеатров России (так в тексте - прим. пер.). По мере роста популярности фильм становился все более востребованным в кинопрокате. Продюсеры считают, что "Бумер" мог бы собрать такие же прибыли, какие получил в России "Терминатор-3" - около 10 миллионов долларов США - если бы с самого начала его демонстрировали в большем количестве кинотеатров.
Хотя г-н Буслову поступает множество предложений о режиссерской работе, он сейчас зарабатывает деньги на телевидении. Он говорит, что немного заработал на "Бумере", хотя и купил подержанный БМВ-525 за 18 тысяч долларов. Недавно он сказал, что хотел бы запереться на тихой спокойной даче и закончить новый сценарий, о стране, охваченной терроризмом.
"Я чувствую мощный подъем. Идет новая волна молодых режиссеров, и то, что мы собираемся делать, изменит все".