Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Российские фильмы уверенно возвращаются на экраны

Зрители устали от американских блокбастеров

Российские фильмы уверенно возвращаются на экраны picture
Российские фильмы уверенно возвращаются на экраны picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда-то легендарная российская кинопромышленность снова встает на ноги после долгого периода недостаточного финансирования и жесткой конкуренции со стороны импортируемых из Соединенных Штатов фильмов. Общее улучшение экономической ситуации способствовало росту продажу билетов, кроме того, появилось большое количество новых режиссеров, чьи фильмы стали конкурировать с заграничными блокбастерами.

Игнорируя "Ангелы Чарли - 2" и другие американские фильмы, которые показывают в находящемся неподалеку кинотеатре, российская молодежь в прошлую субботу набилась в магазин видеопродукции, чтобы встретиться с героями одного из первых российских фильмов, повествующего о бурных 1990-х годах.

Кивая головами в такт рок-музыке, саундтреку к малобюджетному фильму "Бумер", в котором рассказывается о банде угонщиков автомобилей, молодые люди старались протолкнуться вперед, чтобы заполучить автографы троих затянутых в кожу актеров и 27-летнего режиссера Петра Буслова.

"Этот фильм даже нельзя сравнивать с американским кино, - говорит 20-летний студент. - "Бумер" показывает нашу жизнь такой, какая она есть".

Когда-то легендарная российская кинопромышленность снова встает на ноги после долгого периода недофинансирования и жесткой конкуренции со стороны импортируемых из Соединенных Штатов фильмов. Общее улучшение экономической ситуации способствовало росту продажи билетов, кроме того, появилось большое количество новых режиссеров, чьи фильмы стали конкурировать с заграничными блокбастерами.

В отличие от интеллектуальных и зачастую идеологических картин советских времен, новые фильмы привлекают аудиторию изображением современной российской жизни. Эти фильмы приносят прибыль на внутреннем рынке и получают награды за границей. Однако более важно то, что они оказывают российскому обществу столь необходимую ему поддержку, рассказывая о достоинстве обычных людей, которое те сохраняют среди преступности и экономической неразберихи постсоветской эпохи.

Зрителям нравится смотреть, как герои фильмов борются с окружающими их проблемами, отмечает Сергей Сельянов, руководитель кинокомпании СТВ, являющейся сопродюсером "Бумера". "Россияне видят, что мы - не отбросы, что мы - люди", - говорит Сельянов. Хотя голливудские хиты все еще занимают доминирующее положение на рынке, по мнению г-на Сельянова, зрители все больше устают от западных фильмов и все с большей охотой смотрят "наше" кино.

Герои "Бумера" - мелкие преступники, которых в 1990-х годах можно было увидеть на каждом углу. Они угоняют машины, дерутся с конкурентами и проворачивают различные аферы, однако при всем при этом им каким-то образом удается вызывать симпатию у зрителей. Один из них обещает своей подруге, что его дела вот-вот пойдут в гору. Другой ночью отвозит раненого друга в больницу. Только одному члену банды удается избежать тюрьмы и смерти, в сцене, символизирующей прощание с преступным прошлым, он бросает краденый БМВ. "Бумером" россияне как раз и называют автомобиль марки БМВ.

Г-н Буслов, выпускник престижного Всероссийского государственного института кинематографии, приобретал жизненный опыт во Владивостоке - суровом портовом городе, в котором он оказался в поисках работы после того, как в 15 лет убежал из дома. Он говорит, что не был бандитом, хотя знает парней, которые сейчас, возможно, уже сидят в тюрьме. "Я легко мог стать одним из них", - говорит г-н Буслов. Вместе со сценаристом Денисом Родиминым он написал сценарий за три недели, обильно снабдив его сленгом, шокирующим публику.

Претворяя в жизнь мечту детства, г-н Буслов приехал в Москву и в 1997 году поступил в институт кинематографии. В то время российская киноиндустрия пребывала в ужасном состоянии. Государство перестало финансировать производство фильмов, многие кинотеатры были переоборудованы в склады или торговые залы. В остальных показывали американские блокбастеры.

С тех пор, по мере улучшения состояния экономики, перспективы российской киноиндустрии стали куда более радужными. По сравнению с 1999 годом объемы продаж билетов выросли в 10 раз, составив, по оценкам, сумму в 175 миллионов долларов. Российские и западные инвесторы спешат строить новые кинотеатры, чтобы удовлетворить растущий спрос. Журнал "Кинобизнес" подсчитал, что в этом году будет снято около 75 фильмов, что почти в два раза больше, чем в прошлом году.

Кинокомпания СТВ и другие продюсеры увеличивают инвестиции в производство кинофильмов, однако за право заключить с ними договор пока еще нужно бороться. Когда г-н Буслов первый раз предложил свой сценарий, СТВ и продюсерский центр "Пигмалион" заявили, что у них нет средств на новый проект. Выбив наконец мизерный бюджет в размере около 700000 долларов США, режиссер экономил средства, снимая по ночам в неотапливаемом ангаре под Москвой. Актеры получали символические зарплаты, а днем трудились по месту своей основной работы.

Сергей Горобченко, играющий одного из членов банды, говорит, что съемки в "Бумере" помогли ему понять постсоветский хаос, который шокировал его в 16 лет. "Тот период был действительно суровым для меня. необходимо было понять, кто ты, и что вокруг происходит".

Кассовые сборы "Бумера" составили более 1,4 миллиона долларов, что является огромной суммой для российского фильма. Мобильный телефон г-на Буслова звонит не переставая, причем часто его хотят поздравить незнакомые люди, каким-то образом узнавшие его номер. Пиратские копии фильма появились даже в Лос-Анджелесе и Гонконге, а СТВ сообщает, что ведет переговоры с американскими дистрибьюторами. В конце этого месяца г-н Буслов будет представлять "Бумер" на фестивале "Неделя российских фильмов" в Нью-Йорке.

Чрезмерное внимание к его персоне утомляет молодого режиссера, который скрывается от него, проводя время в клубах со своими друзьями. Некоторые российские критики сравнивают его с Квентином Тарантино (Quentin Tarantino), которого он обожает, а также с Мартином Скорцезе (Martin Scorsese) и Джимом Джармушем (Jim Jarmusch). Режиссер говорит, что он также очень хорошо относится к Владимиру Путину. "Я чувствую, что он возвращает стране силу, силу и уверенность, и я верю в него", - говорит Буслов.

Многие из коллег г-на Буслова также добились коммерческого успеха и похвалы критиков. Сорокалетний сибиряк Андрей Звягинцев в прошлом месяцев получил Гран-при Венского фестиваля за свой дебютный фильм "Возвращение". Эта картина является третьей российской лентой, получившей эту награду. Компания "Рен-ТВ", которая сняла фильм всего за 400000 долларов, ожидает миллионные прибыли в России и за рубежом.

Несмотря на эти успехи, конкурировать с голливудскими фильмами и их многомиллионными рекламными кампаниями пока тяжело. Когда "Бумер" вышел в начале августа на экраны, его показывали лишь в 34 из 350 кинотеатров России (так в тексте - прим. пер.). По мере роста популярности фильм становился все более востребованным в кинопрокате. Продюсеры считают, что "Бумер" мог бы собрать такие же прибыли, какие получил в России "Терминатор-3" - около 10 миллионов долларов США - если бы с самого начала его демонстрировали в большем количестве кинотеатров.

Хотя г-н Буслову поступает множество предложений о режиссерской работе, он сейчас зарабатывает деньги на телевидении. Он говорит, что немного заработал на "Бумере", хотя и купил подержанный БМВ-525 за 18 тысяч долларов. Недавно он сказал, что хотел бы запереться на тихой спокойной даче и закончить новый сценарий, о стране, охваченной терроризмом.

"Я чувствую мощный подъем. Идет новая волна молодых режиссеров, и то, что мы собираемся делать, изменит все".