Если речь заходит об аэронавтике и космонавтике, то на Дальнем Востоке сразу же заговаривают о божественном. В памяти навсегда остался «божественный ветер» (камикадзе), так в годы второй мировой войны называли японских летчиков-камикадзе. Вот и китайцам теперь в голову пришло нечто духовное, они обратились к названию «Шэньчжоу» - означающему что-то вроде «Небесного транспортного средства» или «Божественного корабля».
Но это транспортное средство более чем серьезное изделие. «Шэньчжоу» все-таки девять метров длиной. У него три отсека: отсек с двигательной установкой, главная кабина и входной отсек. Космический корабль оснащен парашютами для приземления и ракетами торможения, которые должны помогать астронавтам осуществлять мягкую посадку в пустыне Гоби. Корабль, весящий более семи тонн, оснащен солнечными батареями для обеспечения энергией и, таким образом, может использоваться не только для перевозок, но и для более длительных космических полетов в автономном режиме.
Сообщения о том, что корабль собран в основном из узлов российского производства, и что речь, мол, идет всего лишь об увеличенной копии космического корабля «Союз», не совсем отвечают действительности. «Российские компании, работающие на космонавтику, конечно, сотрудничали с Китаем, начиная с конца пятидесятых годов, - считает Юрий Григорьев, заместитель технического директора российского космического консорциума РКК «Энергия», - но они всего лишь использовали наш опыт и не просто слепо копировали наши технологии». Они взяли «Союз» в качестве базы, а потом построили свой собственный космический корабль. «Шэньчжоу», по словам Григорьева, заметно отличается от космического корабля «Союз».
При этом китайцы стартовали в более удобных условиях, чем четыре десятилетия назад русские и американцы. Дело в том, что если Москва и Вашингтон могли позволить себе в начале космического века соответственно по одному единственному летчику-космонавту и по одному крохотному кораблю, то «Шэньчжоу» сегодня уже с самого начала имеет место для трех космонавтов. Между тем, главный конструктор «Шэньчжоу» проговорился, какие громадные средства Пекин израсходовал на сегодняшний день в интересах пилотируемой космонавтики. Это, по его словам, как-никак 2,3 миллиарда долларов США.