17 октября 2003 года. Сумеет ли Европа сократить свою рискованную чрезмерную зависимость от российской нефти? Преуспеют ли Соединенные Штаты в своей политике, направленной на то, чтобы строить несколько трубопроводов для перекачки каспийской нефти в страны Европейского Союза (ЕС)? Поддержит ли Украина эти стратегические цели США и ЕС, которые явно совпадают с ее собственными национальными интересами? Ответы - и связанные с этим высокие ставки - зависят от того, станет ли Украина одним из звеньев в транзите каспийских энергоносителей в Европу.
Лидеры Америки, ЕС и Украины рассматривали аспекты этого вопроса в ходе двух встреч на прошлой неделе. В Вашингтоне вице-президент США Дик Чейни (Dick Cheney) обсуждал этот вопрос с украинским премьер-министром Виктором Януковичем. А на Украине лидеры ЕС Романо Проди (Romano Prodi), Хавьер Солана (Javier Solana) и Сильвио Берлускони (Silvio Berlusconi) (последний в качестве очередного президента ЕС) поднимали этот вопрос в беседе с украинским президентом Леонидом Кучмой во время ежегодного саммита ЕС-Украина.
Непосредственной темой переговоров являлся нефтепровод Одесса-Броды, по которому нефть из Казахстана должна перекачиваться в европейские страны. Это может быть первым шагом к тому, чтобы Украина стала транзитной страной для транспортировки в Европу нефти и природного газа Каспийского бассейна. Сегодня вопрос о транзитных маршрутах становится актуальным, поскольку набирает обороты коммерческое использование крупных запасов нефти и газа на Каспии. Украина обладает трубопроводными мощностями, которые являются одними из крупнейших в мире, но были построены главным образом в советскую эпоху и сегодня нуждаются в модернизации с западной помощью.
Трубопровод Одесса-Броды является исключением. Он был сдан в эксплуатацию в прошлом году, вместе с обслуживающим его морским терминалом "Пивденный". Эта 670-километровая нитка берет начало в черноморском порту Одесса и идет к польской границе в районе города Броды; планируется продлить ее вглубь Польши до города Плоцк, а затем - до балтийского порта Гданьск.
Пропускную способность первого этапа этого трубопровода, 9 млн. т в год, легко можно удвоить с помощью дополнительных компрессорных станций. Трубопровод спроектирован с расчетом на перекачку легких высококачественных сортов нефти из Азербайджана и Казахстана в европейские страны, где ведущим перспективным потребителем является Германия. Но этот трубопровод вот уже более года остается сухим, потому что транзит каспийской нефти пока является монополией России. Однако вместе с быстрым ростом добычи каспийской нефти растет и потребность в ее экспорте.
В прошлом месяце казахская национальная нефтегазовая компания "Казмунайгаз" объявила, что хочет снабжать Европу через Украину. Трубопровод Одесса-Броды является для нее предпочтительным в сравнении с российскими трубопроводами, по которым транспортируется низкокачественная российская нефть так называемой "уральской" марки. Российские пользователи трубопроводов смешивают свою низкокачественную нефть с высококачественной легкой каспийской нефтью. Тем самым наносится значительный финансовый урон каспийским нефтедобытчикам, поскольку смешанная продукция продается по более дешевой цене.
"Казмунайгаз" объявила также о своем желании участвовать в консорциуме инвесторов, которые собираются строить второй этап трубопровода Одесса-Броды и продлевать нитку дальше в Польшу. В этом месяце компания подтвердила свои намерения и предложила начать переговоры о закачке своей нефти в этот трубопровод.
Но тут в дело вмешалась ТНК-BP, сделавшая украинской государственной трубопроводной компании "Укртранснафта", которой принадлежит трубопровод Одесса-Броды, предложение, от которого та, очевидно, не смогла отказаться. ТНК-BP добивается, чтобы этот трубопровод использовался в обратном направлении, для транспортировки российской нефти "уральской" марки в Одессу, откуда она будет доставляться танкерами через Черноморские проливы в Средиземное море.
Изменение направления потока в этом трубопроводе в интересах компании ТНК-BP станет несчастьем для всех остальных заинтересованных сторон. Тем самым будет усилена существующая монополия России на транзит каспийской нефти; потерпит фиаско американская политика и будет подорван интерес ЕС к строительству нескольких трубопроводов - в данном случае в Центральную Европу и Германию. Будет также усилена зависимость Украины от России. А рост судоходства в Босфорском проливе, который и без того перегружен, вызовет усиление тревоги Турции за безопасность навигации и своего порта Стамбул. Наконец, изменение направления потока в трубопроводе Одесса-Броды приведет к утрате Западом интереса к Украине как к транзитной стране.
Второго октября компания ТНК-BP дала компании "Укртранснафта" 6 суток на принятие окончательного решения по своему предложению. На следующий день "Укртранснафта" дала согласие на изменение направления потока в трубопроводе Одесса-Броды. Совет директоров этой компании принимал это решение в неполном составе, подсчет голосов был непонятным, а представитель г-на Кучмы якобы высказывался против. Г-н Янукович также, очевидно, не согласен с данным решением. Украинский кабинет министров 10 октября постановил отложить на 3 месяца решение вопроса о направлении потока в трубопроводе Одесса-Броды.
Встречи с американскими и европейскими лидерами явно способствовали тому, чтобы удержать Киев от ошибочного шага - пока. Убедительно высказался против изменения потока в трубопроводе Одесса-Броды г-н Чейни; компания "Chevron-Texaco" предложила использовать этот трубопровод для доставки в Европу нефти со своих месторождений в Казахстане. Лидеры ЕС, со своей стороны, заявили г-ну Кучме, что решение в пользу ТНК-BP нанесет вред отношениям Украины с ЕС.
Если последовательно проводить политику США и ЕС в отношении диверсификации трубопроводных маршрутов в Европу, тогда следует претворить в жизнь давнишние планы строительства транскаспийского трубопровода из Казахстана через Азербайджан и Грузию к Черному морю - не в Новороссийск, куда поступает российская нефть "уральской" марки, а, скажем, в грузинский порт Супса - чтобы затем перевозить ее морем в Одессу, а далее транспортировать по трубопроводу Одесса-Броды, который когда-нибудь достигнет Гданьска на Балтийском море. Это позволило бы снизить чрезмерную зависимость европейских стран от России и гарантировало бы, что Украина сможет осуществить свой европейский выбор.