Неуплата налогов, мошенничество, заказное убийство - с той поры, как прокуратура начала в начале июля следствие в отношении крупнейшего российского нефтяного концерна «ЮКОС», против сотрудников предприятия открываются все новые уголовные дела. И вот теперь московская юстиция открыла уголовное дело в отношении высокопоставленного менеджера концерна Василия Шахновского, президента компании «ЮКОС-Москва», по обвинению, как сообщила в прошедшую пятницу российская Генеральная прокуратура, в неуплате налогов
Шахновский, человек, близкий к главе концерна «ЮКОС» Ходорковскому, якобы не уплатил налоги как частное лицо. Руководитель пресс-службы концерна сказал корреспонденту газеты «Известия», что он не вправе комментировать то, что натворил Василий Шахновский как частное лицо, но удивлен тем, что вопрос о неуплате налогов расследует Генеральная прокуратура. До сих пор по вопросам налоговых деклараций Шахновского соответствующие налоговые органы никаких претензий не предъявляли.
Предприниматели чувствуют неуверенность
Не проходит недели, чтобы служебные помещения предприятия не прочесывали вооруженные сотрудники спецподразделений. Адвокатам концерна угрожают, роются в их документах. В то же время становится все непонятнее, кого конкретно и в чем обвиняют, и какие доказательства прокуратура собрала в ходе своей активной следственной работы.
После того, как депутаты российского парламента направили на прошлой неделе в окружной суд Москвы срочное обращение с призывом не проводить больше следственные действия за закрытыми дверями, предметом следствия могли бы стать сами методы ведения следствия, к которым прибегает московская прокуратура. Адвокаты Алесея Пичугина, начальника службы безопасности «ЮКОСА», подозреваемого в убийстве, обратились в парламент с просьбой больше не закрывать глаза на действия органов юстиции. На их подопечного, говорят адвокаты, оказывают в ходе допросов психологическое и физическое давление, ему вводят наркотики, чтобы получить признательные показания. Впрочем, обращение, под которым подписались более ста парламентариев, осталось без ответа. Окружной суд отказал в проведении независимой медицинской экспертизы в отношении обвиняемого, как и в том, чтобы следствие по данному делу было открытым.
Эффект, который имел скандал вокруг «ЮКОСа» на российскую экономику, стал, между тем, очевидным: если следствие в отношении «ЮКОСа» оказало на ситуацию на российском рынке ценных бумаг лишь временное влияние, то все более заметной становится неуверенность, царящая среди российских предпринимателей. Еще во втором квартале этого года казалось, что бегство российского капитала прекратилось, однако в третьем квартале, с июля по сентябрь, отток частного капитала из страны составил, по данным Центрального банка России, 7,7 миллиардов долларов США.
Между тем, президент России Владимир Путин считает беспокойство российских предпринимателей совершенно необоснованным. Во время своего визита в США в сентябре он в очередной раз заявил, что результаты приватизации в России пересматриваться не будут. Его позиция, сказал он, не изменилась. Оказывать влияние на следственные действия прокуратуры он не намерен. Обвиняемый менеджер «ЮКОСа» Платон Лебедев, по словам Путина, «слава Богу, не политическая фигура». В остальном же он надеется, «что все это закончится, и вскоре будут видны результаты».
Интервью Путина, предназначенное не для ушей россиян
Соответствующие выдержки из интервью, которое Путин дал в США, опубликовал в своем последнем номере журнал «Коммерсант-Властъ». Основной материал был помещен под заголовком «Интервью не для россиян». Пресс-служба президента, как это критиковал журнал, при публикации интервью на официальной Интернет-странице президента упустила пассажи, где Путин высказывался по поводу скандала вокруг «ЮКОСа», и относительно своей позиции по отношению к олигархам или к войне в Чечне.
То, что Путин не высказывает своей позиции в отношении дела «ЮКОСа», российские наблюдатели, такие, например, как сотрудница Фонда Карнеги (Carnegie) в Москве Лилия Швецова, не считают доказательством независимости российских органов юстиции. Президент в данном случае в большей мере демонстрирует свою собственную неуверенность. Было бы наивно, по ее словам, предполагать, будто среди так называемых российских олигархов можно встретить светлую личность, заявляет Швецова. Некоторые из них, в том числе глава «ЮКОСа» Михаил Ходорковский, однако, начали в последнее время понимать, что транспарентность и легальность их бизнеса полезнее, чем тесные отношения с властным аппаратом. Это стремление к независимости, считает она, является для российской бюрократии вызовом, на который она тут же и отреагировала. Дело «ЮКОСа» доказывает, говорит Швецова, что экономическая и политическая стабильность в России остается уязвимой. «Правила игры могут измениться в любой момент».