Прежде Грузию называли цветущей «советской Швейцарией». Однако неожиданная независимость стала для Грузии тяжелым испытанием. Она оказалась в экономическом упадке. Географическое положение и особенности природы открывают Грузии хорошие перспективы. Они зависят от результатов предстоящих выборов.
Стол ломится от местных деликатесов, которые приготовила мать винодела в честь гостей. Грузия демонстрирует себя со своей лучшей стороны: прекрасная еда, удивительно сердечное гостеприимство местных жителей и неожиданно хорошее вино. Когда дело стало близиться к вечеру, один из присутствовавших грузин рассказал, как во время одного торжества в Германии хозяин мероприятия, полный восторга, предложил выпить за Шеварднадзе, отметив, таким образом, масштабность человека, который, будучи советским министром иностранных дел, внес существенный вклад в объединение Германии. Когда немец из Восточной Германии хотел поднять тост за Шеварднадзе в третий раз, он, как рассказывал грузин, спросил этого человека, бывал ли тот в Грузии. Получив отрицательный ответ, он пригласил его посмотреть свою страну. Тогда, мол, он должен понять, сколь потускнело непререкаемое историческое значение стареющего грузинского президента в связи с тяжелым экономическим положением, за которое Шеварднадзе несет ответственность перед своей родиной.
Промышленные руины и экономика выживания
Действительно, Грузия, горная страна, считавшаяся прежде цветущей и гордой «советской Швейцарией», представляет собой сегодня в экономическом плане мрачную картину. Внутренний валовой продукт (ВВП) страны, на территории которой, в полтора раза превышающей площадь Швейцарии, проживает 5 миллионов человек, составил в 2002 году, согласно данным Всемирного банка, 3,3 млрд. долларов США. Это не только меньше одной восьмидесятой внутреннего валового продукта Швейцарии, но и всего лишь 40% от ВВП 1990 года. Средняя заработная плата составляет официально всего 50 долларов США, ежемесячная пенсия по старости - 7 долларов США (на эти деньги можно купить не больше пяти буханок хлеба), причем выплачивается она не всегда своевременно. Постоянное отключение электроэнергии, за которую вряд ли кто-то платит, является обычным делом даже в столице.
Показатели в торговле тоже свидетельствуют о безнадежности положении, в котором оказалась экономика. Второе место в экспорте занимает металлолом. Из страны вывозятся при этом остатки советской мании величия. Построенный коммунистами вблизи Тбилиси, в степи, город Рустави, например, походит сегодня на промышленное кладбище. У громадного трубопрокатного завода, построенного в стороне от источников сырья, отрезанного от традиционных рынков сбыта и не имеющего нормальных и надежных источников снабжения электроэнергией, как и у большинства других предприятий, появившихся в ходе форсированной Советами индустриализации, нет никакого шанса, чтобы утвердиться на рынке. Почти не работает и находящийся по соседству громадный химический завод. Гигантские промышленные руины приносят выгоду сегодня людям, торгующим металлоломом.
От нужды пришлось бежать за границу
Многие грузины, не нашедшие выхода из положения в своей стране, эмигрировали. По существующим оценкам, число эмигрантов превышает 1 млн. человек (свыше 20% населения). Утверждается, что только в России проживают более 700 000 грузин. Другие нашли прибежище в сельском хозяйстве, где сейчас занята почти половина работоспособного населения. То, что у успешно работающих крестьян ломятся праздничные столы, не случайно. Грузия с ее плодородными землями и необычно теплым климатом могла бы стать идеальным местом для выращивания аграрной продукции на экспорт. Тем не менее, большая часть сельского населения часто живет в удручающей нищете, на грани выживания.
Громадные советские колхозы, конечно, приватизированы и развалились, однако многим из сельскохозяйственных рабочих, ставших мелкими предпринимателями - 58% всех работоспособных являются предпринимателями-одиночками - не хватает ноу-хау и капитала. Привыкшие выполнять планы некоторые из них теперь, когда им вдруг никто больше не диктует, что нужно делать, доводят свои земли до запустения. Многие виноградники и чайные плантации, где раньше производилась большая часть экспортной продукции, заросли бурьяном. Не хватает каналов сбыта и работоспособной сельскохозяйственной индустрии, которая бы перерабатывала фрукты и овощи и могла бы доставлять продукцию на западноевропейские рынки.
Коррупция ведет к неплатежеспособности
То, что несмотря на имеющийся в принципе потенциал, в страну не идут деньги, связано с плохим инвестиционным климатом. Служащие непропорционально громадного, как и раньше, государственного аппарата получают в среднем меньше 50 долларов США в месяц. Нет ничего удивительного, что в таких условиях государству в настоящее время почти не удается исполнять нормально обязательные для него функции, не говоря уже о том, чтобы проводить какую-то экономическую политику, нацеленную на перспективу.
Истощенное государство
Вместо того, чтобы способствовать предпринимательской инициативе ей ставят препоны. У кого есть возможность, тот концентрирует свои усилия на освоении коррупционных каналов. Гражданская война и фактическое отделение сразу трех областей (Абхазия, Южная Осетия и Аджария) способствовали в девяностые годы еще большему ослаблению государственных структур. Национализм с учетом этого сослужил плохую службу многонациональному государству. Грузины научились с помощью специфических структур, напоминающих кланы регионального или отраслевого характера, сложившиеся за столетия чужого господства, договариваться с государством и обирать его. Но вот создать свою собственную государственность и нести на себе ее крест - это им трудно.
В макроэкономическом плане страна, в частности, может продемонстрировать заметные успехи в деле финансовой стабилизации. Введенная в 1995 году валюта, лари, на удивление стабильна, а Центральному банку удалось сдержать инфляцию (в 2003 году - 6%). Однако налоговая политика грозит подорвать успехи в деле стабилизации. Хронический дефицит бюджета покрывается только благодаря кредитам международных организаций. В результате растет государственный долг, который, в частности, составляет всего 53% от ВВП, но не может быть покрыт за счет текущих доходов без проведения решительных структурных реформ. Поэтому Грузия была включена в проект CIS-7 международных финансовых институтов, разработанный при участии Швейцарии и предусматривающий оказание помощи в уплате долгов странам, проводящим привлекательную макроэкономическую политику. Однако в последние годы, в бытность во главе республики Шеварднадзе, Грузия не демонстрирует настоящей готовности в плане проведения реформ.
В Министерстве финансов, как и везде, свирепствует коррупция. Чиновники из налоговых и таможенных органов за соответствующую лепту готовы закрывать глаза на любые нарушения. Поэтому в государственную казну поступает слишком мало денег. В прошлом году консолидированный доход составил только 16,6% ВВП, налог с оборота - менее 5% ВВП, налог на доходы - 1,8%, налог на прибыль -1,3%. Поскольку перед выборами политики и правительственные институты в большей степени были заинтересованы в том, чтобы сохранять имеющиеся каналы коррупции, чем в пополнении бюджета, то Международный валютный фонд приостановил реализацию своей стабилизационной программы. Если эта ситуация сохранится до конца года, стране грозит дефолт.
«Не так бедны, как это считается»
У Райнера Кауфмана (Rainer Kaufmann), немца, живущего в Грузии с 1991 года и открывшего в столице сервисное бюро по предоставлению информационных услуг, туристическое агентство и ресторан, вызывают недовольство негативные сообщения о Грузии. «Грузия уже давно не так бедна, как это пытаются представить, - считает он и утверждает. - Грузины сегодня живут лучше, чем десять или пять лет назад». Этот парадокс Кауфман объясняет наличием теневой экономики, доля которой составляет не треть, как это считается официально, а, исходя из его собственного опыта, - по меньшей мере, четыре пятых внутреннего валового продукта. Теневой бизнес процветает.
Действительно, когда едешь по стране, то, в частности, часто сталкиваешься с нищетой, но признаков голода не заметно. Вместо этого во многих местах идет строительство. Ко всему большое оживление чувствуется, прежде всего, в столице. На улицах Тбилиси много машин западного производства, а во многих магазинах и кафе нет недостатка в посетителях. Конечно, при нынешнем инвестиционном климате большинство иностранцев пока не стремится к своему присутствию в Грузии, но грузины, разбогатевшие в России и имеющие возможность положиться на лояльность своих родственников и кланов, начинают вкладывать деньги в виноделие, в агропромышленность и в туризм.
Потенциал в сфере транспорта и туризма
Географическое положение Грузии в принципе дает ей в будущем в сфере экономики хорошие шансы. Например, как транзитной стране, через территорию которой проходит нефтепровод из Азербайджана к Черному морю (строительство нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, на транзите нефти по которому правительство надеется получать доходы в размере миллионов долларов) или как транзитной стране, стоящей на торговом пути между Россией и Турцией. Правда, в последние годы внимание к транспортной системе ослабло. Некоторые дороги превратились в настоящие полосы препятствий. У страны с ее тысячелетней культурой, неповторимыми горами и Черноморским побережьем есть большой потенциал, чтобы стать местом, притягивающим туристов. Она намного безопаснее и гостеприимнее, чем это думают. Но о ней нужно давать больше информации. И ее надо освоить.
Натиа Турнава, молодой энергичный заместитель министра экономики, тоже убеждена, что одностороння концентрация внимания на негативных сторонах и многочисленных проблемах слишком омрачает картину того хорошего и позитивного, чем располагает Грузия. Подготовленный с помощью МВФ реформатор, она считает коррупцию самой большой проблемой страны, выступает за активное проведение реформы в сфере управления и за твердую финансовую политику. Она надеется на то, что страдания, переживаемые страной, должны заставить проявить политическую волю в реформировании и привести к прорыву. В этом госпожа Турнава едина с большинством исстрадавшегося народа, которому все больше надоедает нищета, разложение и коррупция.
Сколь велика воля к реформированию?
Если предстоящие 2-го ноября парламентские выборы будут в какой-то мере честными и стареющий президент будет готов исполнить волю народа, то это явилось бы важной предпосылкой для реформ. Впрочем, действительно ли готовы со своей стороны, более молодые кандидаты, входившие в своем большинстве еще несколько лет назад в окружение Шеварднадзе и выступающие в качестве реформаторов, к реформам, будет ясно в случае победы на выборах.
Вода и вино
В советские времена грузинская минеральная вода считалась полезным столовым напитком. Громадной популярностью пользовались также грузинские вина. Однако после распада СССР российский рынок оказался наводненным подделками, в результате чего грузинская вода и грузинские вина дискредитировали себя. Например, объемы производства на заводе «Боржоми» сократилось с 300 млн. до 5 млн. бутылок минеральной воды в 1995 году. Когда после этого одному грузину удалось при поддержке из-за рубежа приватизировать завод, инвесторы вложили 25 млн. долларов США в первую очередь не в модернизацию оборудования, а в маркетинг с целью возвращения рынка сбыта. «Мы должны убедить россиян, что еще существует настоящая, чистая минеральная вода «Боржоми», - рассказывает директор Заза Киквадзе. Предприятие добилось успеха: в этом году завод намерен снова выпустить 150 млн. бутылок, 80% из них пойдет на экспорт. На минеральную воду приходится добрых 7% легального экспорта из Грузии. Большая доля приходится только на виноделов: 20%. Некоторые из них начинают открывать для себя возможности, которые дает применение современных методов производства. Лидером рынка является фирма GWS, которая в прошлом году отправила на экспорт 6 млн. бутылок в 22 страны. 75% акций фирмы принадлежат компании "Pernod Ricard". За фирмой под названием "Peter Martens Georgia" стоят немецкий торговец вином и опытный грузинский винодел, создавшие совместное предприятие. В этом году предполагается разлить 1,2 миллиона бутылок. Вина высокого качества будут экспортироваться и в Швейцарию.