Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
«Сбербанк» доминирует в банковском секторе России

Для экспертов этот банк считается образчиком непрозрачности финансовой системы

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
«Приватизация или уничтожение «Сбербанка» - это не банковская реформа», - обороняется глава крупнейшего в России банка Андрей Казьмин, отвечая на ставший почти стандартным вопрос в адрес его финансового института. Дело в том, что многие московские эксперты считают монопольное положение «Сбербанка» самой большой проблемой, настолько доминирующими являются его позиции в сфере банковских услуг

«Приватизация или уничтожение «Сбербанка» - это не банковская реформа», - обороняется глава крупнейшего в России банка Андрей Казьмин, отвечая на ставший почти стандартным вопрос в адрес его финансового института. Дело в том, что многие московские эксперты считают монопольное положение «Сбербанка» самой большой проблемой, настолько доминирующими являются его позиции по сравнению с другими 1 300 кредитно-финансовыми институтами на пространстве между Санкт-Петербургом и Тихим океаном.

Банковский сектор России является «преградой на пути инвестиций в страну», - критикует ситуацию премьер Михаил Касьянов и требует: «Центральный банк (ЦБ) должен, наконец, по-настоящему повысить эффективность банковской системы, включая закрытие всех не очень хорошо работающих банков». Петр Авен, глава крупнейшего в России частного «Альфа-банка», тоже требует существенного увеличения минимального капитала, которым должны обладать кредитные институты, в результате чего с рынка будут вымыты все чересчур маленькие банки. Из всех российских банков только одна десятая часть имеет уставный капитал в размере более 10 млн. долларов США, из них 100 - свыше 100 млн. долларов. Доля 24-х кредитно-финансовых институтов с государственным участием составляет на рынке банковских услуг 35,5%. «В России слишком много банков и слишком мало иностранных инвестиций в банковский сектор», - дополняет Наташа Пейдж из рейтингового агентства "Fitch".

Казьмин, напротив, видит и позитивные изменения, несмотря на все проблемы, существующие в банковской системе, такие, как низкая капитализация и недостаточная прозрачность в структурах собственности: «Банковские активы выросли в 2002 году на 32% больше, чем внутренний валовой продукт, сумма кредитов увеличилась в четыре раза. Поступления по кредитам стали главным источником доходов российских банков, придя на смену доходам от сделок на финансовом рынке».

Действительно, банковский капитал в России увеличился до 130 млрд. долларов США. Но, составляя 38,1% от внутреннего валового продукта (ВВП), он значительно уступает банковскому капиталу Польши (59%) или Чехии (120%). И посреди первой в мире «виртуальной экономики», как охарактеризовал банковское дело России американский Брукингский институт, возвышается как маяк в тумане один «Сбербанк». Этот банк, имея в пересчете активы в размере 37,6 млрд. евро (28,5% всех банковских активов России), чистую прибыль 1 млрд. долларов США (2002 год), а также 76,4% всех рублевых и 46,9% всех вкладов россиян в иностранной валюте, является с большим отрывом лидером на рынке. Помимо этого только вкладчики «Сбербанка» имеют государственные гарантии сохранности своих вкладов. Ничего удивительного: добрых 60% акций этого института принадлежат Центральному банку России.

Данное обстоятельство подвергают критике эксперты, как это делает, например, главный эксперт представительства Всемирного банка в Москве Кристоф Рюль (Christof Ruehl): «Речь не о том, что учреждение, призванное контролировать банки, сам является владельцем одного из них. Это превращает в абсурд сам банковский надзор». Казьмин отвечает на эту колкость в адрес его финансово-кредитного института, созданного в 1841 году и имеющего сегодня более 20 000 филиалов, следующим образом: «Сбербанк» - единственный российский банк, акции которого котируются на рынке ценных бумаг. Более 35% его ценных бумаг находятся в частной собственности, 18% - в руках иностранных акционеров. Это оптимальная конструкция». Если «Сбербанк» будет приватизирован, половина российских территорий останется без банковских услуг, считает он. «Когда в России появятся банки с сетью филиалов по всей стране, вот тогда мы можем говорить об уменьшении доли государства, - говорит Казьмин. - Но я против того, чтобы государство полностью отказывалось от своего пакета акций. Есть достаточно показательных примеров, когда государства держат контрольный пакет акций».

Казьмин отвергает обвинение критиков «Сбербанка» в том, что, мол, банк отдает при кредитовании предпочтение избранным клиентам или вынужден кредитовать государственных заемщиков. Рейтинговое агентство "Standard & Poor"s" пишет в своем последнем докладе, посвященном «Сбербанку», что этому учреждению удалось повысить прибыльность и ликвидность. Негативными явлениями пока остаются слишком высокие затраты и «значительные риски при кредитовании».

У Казьмина на эту проблему иной взгляд: «Мы имеем одну из лучших в стране систем проверки кредитных рисков. А проблемные кредиты составляют уже не первый год менее 2% нашего кредитного портфеля». Помимо этого снижен риск при кредитовании крупных заемщиков, не в последнюю очередь, за счет того, что «Сбербанк» выдает более 50% своих денег в форме кредитов в размере менее 1 млн. рублей (29 000 евро), то есть предприятиям малого и среднего бизнеса, а также физическим лицам (12%). Возражает Казьмин и что касается затрат: «Сбербанк» занимает среди крупных компаний России восьмое место по прибыльности. Быть по этому показателю наравне с нефтяными концернами - это большое достижение».