22 октября 2003 года. Президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush), предложив Северной Корее "гарантии безопасности", сделал большой шаг навстречу требованиям северокорейского лидера Ким Чен Ира (Kim Jong-il), который хотел таких гарантий в обмен на свой отказ от программы разработки ядерного оружия. Г-н Буш на саммите в Бангкоке выступил с предложением о многонациональных гарантиях Северной Корее, в том числе со стороны Китая, Японии, Южной Кореи и России.
Официальные лица США шумно приветствовали это предложение своего президента, назвав его "триумфом американской дипломатии". В действительности это предложение является для г-на Кима ничем иным, как отвлекающей "красной тряпкой", поскольку Северная Корея не опасается нападений со стороны остальных участников переговоров и заинтересована только в гарантиях Соединенных Штатов.
Голая правда состоит в том, что г-н Буш-младший под давлением Китая и Южной Кореи пошел на уступки, изменив свой прежний "ястребиный подход" к северокорейской проблеме и согласившись пойти навстречу Пхеньяну в вопросе обеспечения его безопасности до того, как тот полностью свернет свою ядерную программу. Вашингтон ни в коей мере не капитулировал. Детали будущего соглашения еще предстоит сформулировать. Г-н Буш-младший исключил формальный договор, а его помощники толкуют только лишь о "соглашении с маленькой буквы".
Условиями соглашения названы прогресс Северной Кореи в деле свертывания ядерной программы и ее согласие на уничтожение всякого ядерного оружия, которое, возможно, у нее имеется. Иначе и быть не могло. И все-таки предложение г-на Буша-младшего следует считать реальной уступкой, и теперь Северная Корея должна отреагировать адекватно.
Первые сигналы из Пхеньяна не ободряют. Вместо того чтобы приветствовать американское предложение, северокорейский режим провел летные испытания одной, по меньшей мере, противокорабельной ракеты, что рассматривается, как провокационная попытка бросить тень на ведущиеся в Бангкоке переговоры. Враждебная реакция Пхеньяна или прохладная реакция Пекина нанесли бы урон г-ну Киму, американо-китайским отношениям и безопасности в Северо-Восточной Азии.