Баку, 22 октября 2003 года. Здесь, посреди высящихся в море нефтяных вышек и покрытых снегом гор, супершпион Джеймс Бонд однажды сорвал зловещий заговор и спас жизненно важный для интересов Запада нефтепровод. Заговор, быть может, и был выдумкой, но нефтепровод, который в 2005 году должен начать качать нефть на глобальные рынки, вполне реален. Также реальна стратегическая важность Каспийского бассейна, на долю которого приходится 3% разведанных мировых запасов нефти.
Картину омрачает угроза нестабильности, которая становится все более явственной с уходом со сцены диктаторов советской эпохи.
На прошлой неделе эта опасность приняла угрожающие размеры, когда в Баку тысячи сторонников оппозиции вступили в схватку с полицией после того, как международные наблюдатели заявили о мошенничестве на президентских выборах, благодаря которым была осуществлена первая на территории бывшего Советского Союза династическая передача власти. Выступления оппозиции, спровоцировавшие полицию на применение силы, стали реакцией на передачу президентского поста Ильхаму Алиеву, неопытному сыну давнишнего правителя Азербайджана Гейдара Алиева.
Официальный результат отдал г-ну Алиеву-младшему 80% голосов избирателей, однако примерно 600 наблюдателей отметили различные нарушения, от притеснений полиции до подкладывания в урны бюллетеней. В ходе одного независимого опроса на выходе из избирательного участка выяснилось, что за кандидата оппозиции Ису Гамбара проголосовали 46% избирателей, тогда как за Ильхама Алиева - 24%.
"Эти выборы стали упущенной возможностью для подлинно демократического избирательного процесса", - говорит Питер Эйхер (Peter Eicher), которых возглавлял группу наблюдателей от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
В соседней Грузии лидеры оппозиции тоже обвиняют государство во вмешательстве в избирательную кампанию в момент, когда республика готовится к назначенным на 5 ноября парламентским выборам. Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе, который, как и г-н Алиев-старший, в прошлом был руководителем республиканского КГБ и функционером Коммунистической партии; заявил, что оставит президентский пост в 2005 году.
Эти диктаторы Азербайджана и Грузии имеют между собой другие поразительные сходства. Оба они вернулись в свои раздираемые враждой республики после распада Советского Союза. Каждый устанавливал порядок с помощью авторитарных методов, заключал вероломные соглашения о мире с победоносными сепаратистскими движениями, которых поддерживала Россия, и проводил прозападную внешнюю политику. И оба лидера поддержали план консорциума во главе с "British Petroleum" построить 1000-мильный (1 сухопутная миля = 1,609 км) нефтепровод из Баку через Азербайджан и Грузию в турецкий порт Джейхан на Средиземном море.
"Трубопровод Баку-Джейхан даст нам прямой доступ на европейский рынок и далее к рынкам всего мира, - заявляет Натиг Алиев, президент азербайджанской государственной нефтяной компании SOCAR, которая участвует в этой коалиции. "Азербайджан становится одной из ключевых нефтедобывающих стран мира".
Однако многие специалисты опасаются, что Азербайджан может пасть жертвой беспорядков, включая возобновление войны с соседней Арменией из-за Нагорного Карабаха. В Грузии существуют опасения, что борьба за власть среди лидеров оппозиции может возродить гражданскую войну или военные действия с сепаратистскими регионами Абхазии и Южной Осетии.
Российский президент Владимир Путин поддержал кандидатуру Ильхама Алиева и на прошлой неделе поздравил его с избранием в президенты. Соединенные Штаты воздержались от сильных заявлений в связи с поступившими сообщениями о нарушениях в ходе выборов.
"Всякий хочет лишь стабильности в регионе, - говорит Сергей Казеннов из Института национальной безопасности и стратегических исследований в Москве. - США увязли в Ираке. Регион слишком хрупок, и было бы плохой идеей подымать в нем волну".
Никто в точности не знает, сколько нефти имеется в Каспийском бассейне, который нынче тревожно поделен среди четырех постсоветских государств - Россия, Азербайджан, Туркменистан и Казахстан - и Ирана. Согласно некоторым оценкам 1990-х годов, этот регион может стать "вторым Персидским заливом".
Однако Азербайджан, где добыча нефти на материке ведется с 19-го века, кажется, располагает куда меньшими запасами, чем надеялись. Эксперты сегодня говорят, что весь Каспийский бассейн имеет максимум 30 миллиардов баррелей (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,78-158,95 л) сырой нефти, что сопоставимо с запасами Ливии или Нигерии. Тем не менее, поскольку Соединенные Штаты стремятся диверсифицировать свои источники снабжения нефтью, Каспийский регион может стать для них стратегически важным.
"Существую и куда более трезвые мнения в отношении того, что может дать этот регион; кроме того, там остаются нерешенными многие проблемы, - говорит Валерий Нестеров из московской управляющей компании "Тройка Диалог". - И все-таки Каспийский бассейн станет очень важным через 10 лет".
Одной из позитивных тенденций в регионе является то, что Россия, кажется, отказалась от своей враждебности к присутствию там западных интересов. Москва выступала против трубопровода Баку-Джейхан, опасаясь, что он может затмить ее собственный, проложенный из Баку через Чечню к Черному морю. В 1990-х годах некоторые специалисты утверждали, что Россия, быть может, разжигает сепаратистские настроения в Грузии и поддерживает Армению против Азербайджана именно для того, чтобы напугать западные нефтяные компании, которые устремились было в Каспийский регион.
"В прошлом десятилетии Россия рассматривала трубопровод Баку-Джейхан как реальную и опасную угрозу, - говорит глава независимого Института изучения Кавказа в Армении Александр Искандерян. - Но отношения между Россией и Азербайджаном улучшились, а растущее американское влияние стало общей для всего постсоветского пространства тенденцией".
Некоторые эксперты предостерегают, что плохие времена еще могут вернуться, если внешний мир не предпримет шагов к тому, чтобы обеспечить плавный переход политической власти в Азербайджане и Грузии.
"Существуют признаки политической нестабильности в регионе, - говорит г-н Нестеров. - Вот почему очень важно, чтобы Россия и США научились улаживать свои геополитические разногласия и позволили своему соперничеству проявляться главным образом на рынках. Другой разумной альтернативы нет".