Слухи, подогреваемые голодными на новости информационными агентствами, периодически варятся по-новому: а не решила ли Россия превратиться из самого крупного за пределами США долларового государства в страну, где будет ходить исключительно евро? Ключом к ответу на этот вопрос являются, отнюдь, не многочисленные частные держатели валюты, которые чем сильнее становится евро по отношению к доллару, тем больше задумываются над тем, а не хранить ли накопления под матрацем в новых цветных купюрах, а не в «зеленых». Решающий поворот от долларизации к евроизации России мог бы произойти только в том случае, когда в богатой сырьевыми ресурсами стране расчеты за экспорт нефти производились бы больше не в долларах, а в евро.
Соответственно раздумывают в той или иной мере над тем, когда же российские коллеги станут заключать нефтяные контракты в евро, также и европейские политики. При этом они намеренно упускают из внимания одно обстоятельство. Оно заключается в том, что в отличие от монополизированного бизнеса в газовом секторе, где долгосрочные договоры действительно заключаются в евро, и где большим влиянием пользуется государство, многогранная российская нефтяная промышленность уже находится преимущественно в частных руках, и черное золото изо дня в день продается на специализированных биржах мира - за доллары. Решения на этот счет и на Востоке принимают, к счастью, больше не бюрократы, все определяют предложение и спрос.
Если сильная, ориентированная на стабилизацию фискальная и налоговая политика найдет себя не только в России, но и в ЕС, а евро не один день будет доказывать, что он стабильнее, чем доллар, то участники рынка рано или поздно автоматически начнут торговать за доллары. Небольшой мастер-класс дал недавно российский премьер-министр Касьянов: «Этот вопрос не может быть решен административными методами. Все определит рынок», - просто и скромно сообщил он.