Торговля в Германии переживает спад спроса. По этой причине немецкие и другие западные концерны делают ставку на Россию. Там продолжается рост экономики и растет спрос.
Эй, руки прочь, трогать запрещено: это мой самолет, говорит пятилетний Штеппке и натягивает поглубже бейсболку. Отец крутит в руках свои авиационные очки с зелеными стеклами. Самолет «Пьяджо Р-180 Аванти» пока еще не его, малыш ошибается. Отец, видимо, мог бы заплатить пять млн. долларов США за начищенный до блеска самолет перед ангаром на московском аэродроме в Домодедово, из карманных денег. Он, занимается «по части нефти» и ищет транспортное средство, с помощью которого он мог бы добираться до Западной Сибири быстрее, чем на рейсовом самолете.
В то время, как компания "Piaggio" ищет покупателей среди москвичей, которых не устраивает как транспортное средство «Аэрофлот», в 40 километрах от аэропорта в очереди стоят Ирина Яровая (27 лет), ее муж Сергей (30 лет) и их дочурка Яна (7 лет). Они встали в очередь в одну из 83 касс гипермаркета «Аuchan», закупив все необходимое на выходные дни. Чуть позже они заплатят в кассу 2 832 рубля (80 евро), это, по статистическим данным, составляет половину среднего дохода россиянина (5 559 рублей). «Одиннадцать кинозалов, 220 магазинов, но только одна ледовая дорожка» - громадина, крупнейший торговый центр Европы, построенный концерном "Ikea" за 150 млн. долларов США рядом с московской кольцевой автомобильной дорогой. Предполагается, что его годовой оборот должен составить 675 млн. долларов США. Здесь нашла себе приют и компания "Auchan".
Экономисты в капиталистической Америке опасаются, что в какой-то момент будет меньше покупать и «потребитель Джо». В розничной торговле в Германии падает спрос. И тут именно Москва, столица коммунизма, превращается в потребительский рай.
Экономика России последовательно наращивает свои показатели уже пятый год, в этом году рост составит, предположительно, шесть процентов, доходы растут еще быстрее. Это нефть и газ захлестывают кассы волной из миллиардов долларов. В Москве, метрополии, насчитывающей десять миллионов жителей, вокруг которой проживают еще два миллиона человек, сконцентрировано 85 процентов всего российского капитала. Ежегодный оборот на российском потребительском рынке оценивается, примерно, в 250 млрд. долларов евро.
Яровые - он - программист, она - служащая одной из рекламных фирм - являются образчиком среднего класса Москвы. К нему относится каждая пятая семья. Ежемесячеый семейный бюджет Яровых составляет около 1 500 долларов США чистыми. У них машина "Opel Vectra" производства 2001 года, раз в год ездят в Турцию, в Египет или в Испанию, придают большое значение образованию своей дочери, которая учится в частном лицее.
Поскольку большинство россиян живет в приватизированных квартирах и за жилье не платит, то около 80 процентов своих доходов они могут расходовать на потребление. Сбережения после того, как банки в прошедшем десятилетии предлагали все что угодно, но не надежность, относительно небольшие. У кого есть деньги, тратит их. Профессору Евгению Шапошникову, врачу из Академии наук, уже приходилось ставить диагноз болезненной потребительской лихорадки. «Эти люди, прежде всего женщины, находятся в зависимости, они впадают в транс, когда видят ломящиеся от товаров полки». Это последствие советской бесхозяйственности в экономике, считает Шапошников.
Сообщений о вложении капитала в торговлю предостаточно. Одна только дюссельдорфская компания "Metro AG" собирается в ближайшие пять лет инвестировать в России один миллиард евро. Концерн "Ikea" намерен довести число своих торговых центров в России до 20. Компании "Marktkauf", "Spar", "Douglas", французская сеть магазинов "Auchan", турецкая группа «Раменка» и итальянская компания "Beneton" уже в России. Ожидаются компании "Wal-Mart", "OBI", "Carrefour". Компания "Ehrmann" производит свои молочные продукты прямо у дверей Москвы, "Stollwerck" делает шоколад, за этой компанией последует "Ritter Sport": для немецких производителей Россия тоже интересный рынок сбыта. Немецкая промышленность по производству готовой одежды поставила в 2002 году в Россию товары на сумму 260 млн. евро. Лидером рынка мобильных телефонов является концерн "Siemens", BMW - поставщик правительства.
Интерес западных концернов понятен. Аудиторская компания "PricewaterhouseCoopers" (PwC) прогнозирует рост в розничной торговле в этом году на уровне 10-15 процентов. Поэтому PwC рекомендует в своем последнем исследовании иностранным инвесторам вкладывать деньги в торговый бизнес в России: «Вперед!». Особая потребность еще существует в дисконтных магазинах и в гипермаркетах. «Москва - самый многообещающий и наиболее стремительно растущий рынок розничной торговли. Эксперты приходят к выводу, что москвичи оставляют в магазинах в два раза больше денег, чем жители Праги или Варшавы», - пишет PwC.
В картотеке покупателей компании "Mercury", работающей на российском рынке через 50 дорогих магазинов, таких, как "Beentley" и "Brioni", 3 000 фамилий. Годовой оборот "Mercury", торгующей предметами роскоши, составляет 300 млн. долларов США. Покупателей "Mercury" ищет недалеко от Кремля, в Третьяковском проезде, на улице, которую глава фирмы Леонид Фридланд называет как "Via Montenapoleone". Перед въездом в Москву, на Рублевском шоссе - Фридланд называет это место East Hampton - живут Владимир Путин, Борис Ельцин и миллиардер Михаил Ходорковский. Там "Mercury" собирается строить «город роскоши».
Однако деньги есть далеко не у всех 145 миллионов россиян. Каждый четвертый по-прежнему живет ниже черты прожиточного минимума. Нищета чувствуется, прежде всего, в сельской местности, где деревенский учитель должен дожидаться своей зарплаты по три и больше месяцев. Долларов там нет, как нет и работы. Вместо этого упомянутый деревенский учитель живет в деревянном доме, в котором нет газа и телефона, у него есть приусадебный, он держит свинью, коз и кур, едва сводит концы с концами.
Эти обнищавшие люди не являются той группой, к которой обращаются московские рекламные компании. Российская ассоциация рекламных агентств прогнозирует, что в этом году на рекламу будет израсходовано 2,72 млрд. долларов США. До 2005 года, согласно прогнозу, эта цифра вырастет до 3,23 млрд. долларов. Москва усеяна рекламными щитами. Журналы, такие, как "Vogue", толсты, будто каталоги фирм, торгующих по почте.
Растет рынок продаж в кредит. Одна из фирм, торгующих по каталогам, выяснила, что самым ходовым товаром, который покупают в долг, является стиральная машина, затем следуют автомобиль, телевизор или новая мебель. Лидером по кредитованию в небольших суммах является банк «Российский кредит» («Возьмите кредит в течение 15 минут»). Согласно собственным данным банка, он выдал более 1,2 млрд. мелких кредитов на общую сумму 410 млн. долларов США. Возвращается около 90 процентов взятых кредитов, процентная ставка - от 20 до 30 процентов, с учетом уровня инфляции в этом году в размере 15 процентов - это хороший бизнес. Уже давно есть немало россиян, пользующихся кредитами и не довольствующихся покупкой в долг одной стиральной машины. Поэтому защитники потребителей выступают все чаще также в роли консультантов должников.
Но на подобную игру ва-банк семья Яровых идти не желает. «Когда-нибудь окажется так, что нам придется отдавать в качестве залога свою квартиру». Эти трое уже сделали покупки. После очереди у кассы их ждут пробки на дорогах. Одержимые покупками устремляются домой, Яровые доберутся через полтора часа.