"Die Welt": Господин Дальгрен, какое значение имеет для "Ikea" российский рынок?
Леннарт Дальгрен (Lennart Dahlgren): "Ikea" и Россию связывают многолетние отношения. Основатель "Ikea" Ингвар Кампрад (Ingwar Kamorad) приезжал сюда еще в 1989 году, чтобы подписать договор с советским премьер-министром Николаем Рыжковым. Планам не суждено было сбыться из-за того, что распался Советский Союз. Сегодня у нас два торговых центра рядом с Москвой, их общий годовой оборот составляет 260 млн. долларов США, у них семь миллионов покупателей.
"Die Welt": Идет ли "Ikea" в регионы?
Дальгрен: В Москве планируется иметь шесть торговых центров, в Санкт-Петербурге - от двух до трех. Помимо этого мы собираемся открывать свои филиалы еще в 13 городах. В марте будущего года мы открываемся в Казани, самый восточный проект - Новосибирск.
"Die Welt": Вы работаете в России с прибылью?
Дальгрен: Нет. Это может произойти в 2005 году и, таким образом, намного раньше, чем мы первоначально думали.
"Die Welt": Российский покупатель отличается от шведского?
Дальгрен: В действительности нет. В Швеции, как и в России, расходуют на покупки в пересчете 60 евро. Разница в чем: в России пользуются кредитными карточками только от трех до четырех процентов покупателей. Например, если кто-то сейчас покупает у нас софу за 10 000 рублей, то, оплачивает он ее, видимо, по-иному: у него самого есть только 4 000 рублей, потом ему что-то добавляют брат и друзья.
"Die Welt": Многие компании, располагающие сетью магазинов, стремятся в Россию. Ждут ли в России иностранных инвесторов?
Дальгрен: В этом я сомневаюсь. Здесь по-прежнему делается большое различие между местными и иностранными инвесторами. Один только пример: 15-го октября в Санкт-Петербурге состоялась конференция, на которой в президиуме будет министр промышленности Илья Клебанов. Один из пунктов повестки: Как бороться с присутствием "Ikea" в Российской Федерации? Я записался для выступления.
"Die Welt": С какими проблемами приходится сталкиваться "Ikea" в России?
Дальгрен: Это, прежде всего, пошлины на импорт. Минимальная ставка на наши товары составляет 20 процентов, на некоторые - даже больше 100 процентов. Для сравнения: средняя ставка в Германии - где-то около двух процентов.
"Die Welt": Приходится ли в России давать взятки, чтобы добиться успеха?
Дальгрен: Мы, шведы, плохо подготовлены по части коррупции. Кто жалуется на коррупцию, должен понимать одно: где нет взяткодателя, там нет и взяточника. Мне здесь ни разу не приходилось иметь дело с мафией. В России многие вопросы решаются через личные контакты. Ты должен найти людей в администрации, которые бы заинтересовались твоей идеей. Здесь примешивается много эмоционального.
"Die Welt": Что Вы можете порекомендовать иностранным инвесторам, отправляющимся в дорогу?
Дальгрен: Два совета. Первое: он должен держать в кармане своих брюк записочку на память, в которой значится: я должен в Россию верить. Если Вы сомневаетесь, то доставайте из своего кармана этот листочек и несколько раз прочитайте его. Второе: у Вас должна быть хорошая концепция, которая бы работала и в Берлине, и в Париже, и в Лондоне. Вы должны сюда привозить то, чем гордитесь. Российские покупатели не желают покупать второсортный товар.