Москва, 27 октября 2003 года. Заключение под стражу олигарха Михаила Ходорковского не является похоронным звоном для крупных российских собственников, хотя им явно предстоит пережить, как минимум, парочку тревожных дней.
Какой бы ни была скрытая цель "наезда" на генерального директора "ЮКОС" и его компаньонов, успех подобной акции всегда зависит от изоляции жертв и от убеждения их возможных союзников, собратьев-олигархов вроде Владимира Потанина, Михаила Фридмана и Олега Дерипаски в том, что их империям ничто не угрожает, пока они играют по тем правилам, которые были согласованы за закрытыми дверями в начале президентства Владимира Путина.
Все свидетельствует о том, что эта тактика властей на сегодняшний день оказалась успешной, несмотря на отчаянные попытки компании "ЮКОС" убедить нас в обратном; и эта тактика будет практиковаться в дальнейшем. Хотя кое-кто выражает свою озабоченность поведением прокуроров, никто из олигархов не выступил с заявлением о невиновности г-на Ходорковского. После добровольной зарубежной ссылки Бориса Березовского и его собрата, медиа-магната Владимира Гусинского, никто из олигархов не потерял своей свободы или собственности, несмотря на то, что большинство из них явно имеют куда более сомнительную репутацию, и никто из них не сделал для реабилитации российского бизнеса в глазах международного сообщества и половины того, что сделал г-н Ходорковский.
Поэтому было бы в высшей степени несообразно Владимиру Путину провозглашать новую эру анархии, нападая прямо на единый фронт самых влиятельных бизнесменов страны. Если бы он это сделал, то за 5 месяцев до президентских выборов разрушил бы все, чего ему за последние 4 года удалось добиться в деле восстановления стабильности в разоренной стране. Его переизбрание по-прежнему было бы гарантировано, однако он мог бы проститься со своей широко разрекламированной целью удвоения валового внутреннего продукта страны к 2010 году. Ни один доллар вывезенного за границу российского капитала никогда не вернулся бы обратно.
Арест г-на Ходорковского и предъявленные ему обвинения, как совершенно очевидно, сильно напугали олигархов, судя хотя бы по той настоятельной просьбе, с которой один из лидеров Российского союза промышленников и предпринимателей Анатолий Чубайс от лица своих собратьев обратился к президенту страны, желая услышать от него новые заверения в безопасности. Действительно, именно в этом, надо думать, и заключается смысл данного обращения.
Представляется, что предъявленное г-ну Ходорковскому обвинение в уклонении от уплаты налогов базируется на документах, которые он - как и все остальные олигархи, заключившие 4 года назад соглашение с г-ном Путиным, согласно которому тот якобы обещал не вспоминать об их неблагородных поступках в прошлом в обмен на хорошее поведение в будущем - подготовил в процессе перевода своих богатств из "серой" в "прозрачную" зону бизнеса. Можно было бы назвать это нарушением обещания со стороны г-на Путина, но недоброжелатели г-на Ходорковского говорят, что он первым нарушил договоренность, начав чересчур активно поддерживать политические партии.
Как способ держать в узде класс населения, которому г-н Путин предпочитает не доверять, это достойно восхищения. Однако ничто из этого не служит оправданием многочисленных нарушений законности, которые чуть ли не ежедневно допускают сотрудники правоохранительных органов. Каковы бы ни были мотивы кампании против "ЮКОСа", молчаливое проглатывание в течение многих месяцев одного превышения служебных полномочий за другим со стороны прокуроров неизбежно и вполне обоснованно вредит имиджу России за рубежом.
Есть определенный гротеск в том, как людей заставляют считать, что все, кто связан с "ЮКОСом", преступники, тогда как вне "ЮКОСа" никто преступником не является. Из всей критики в адрес кредитно-рейтинговой фирмы "Moody's Investor Service" за ее преждевременное повышение рейтинга России в сфере внешних заимствований нет обвинений более серьезных, чем практически полное отсутствие в стране нормально функционирующей судебной системы.
И все-таки, как свидетельствует наличие подобных "ЮКОСу" компаний во всех странах мира, капитал течет не в страны с наилучшей судебной системой, а туда, где он дает наибольшую отдачу. Для остальных российских олигархов именно это и станет очевидным, когда уляжется нынешняя буря.