"Welt am Sonntag": Во многих странах мира у людей очень негативное отношение к США. Об этом свидетельствуют исследования фонда "German Marshall Fund" и центра "PEW Research Center". В состоянии ли администрация Буша изменить положение вещей?
Мадлен Олбрайт (Madeleine Albright): Исследование PEW показывает, что люди расположены к американцам по-своему. Они воспринимают технологии, культуру, но против политики. Поэтому я надеюсь, что обе стороны конфликта понимают следующее: я всегда говорила об Америке, как о «стране, без которой не обойтись», но я никогда не говорила, что она должна действовать в одиночку. Администрация Вашингтона должна понять, что Америка с союзниками сильнее, а не слабее, что она должна консультироваться с союзниками. Европейцы, в свою очередь, должны понимать, что это расточительство создавать противовес США.
"Welt am Sonntag": Администрация Буша (Bush) пренебрегает дипломатическими средствами?
Олбрайт: Конечно. Иначе у нас не было бы этой проблемы. Общение этой администрации заключается в отправке новостей, а не в понимании других. Она должна больше прислушиваться и, исходя их этого, строить свою стратегию.
"Welt am Sonntag": В своей книге Вы описываете классическое распределение ролей в Вашингтоне, когда Государственный департамент определяет внешнюю политику, а Совет национальной безопасности координирует эту политику, а также деятельность, связанную с обороной и службами разведки. Так и происходило в последние двенадцать месяцев?
Олбрайт: Между министерствами и Советом безопасности всегда существовало соперничество. Так уж функционирует эта система. Во многих отношениях это даже полезно, так как президент, разумеется, должен знать мнение всех. Иначе ему нужен был бы только один советник. Роль Совета безопасности заключается в том, чтобы разбить яйца и затем приготовить из них омлет.
"Welt am Sonntag": И так было всегда?
Олбрайт: Нет. К сожалению, подавляющее превосходство имеет Министерство обороны. Конечно, логично, когда Пентагон играет определяющую роль в период военных действий, но после войны институтами, задающими тон, должны быть Министерство иностранных дел и Совет национальной безопасности. Теперь все же развитие идет в этом направлении. Советник по национальной безопасности Кондолиза Райс (Condoleezzs Rice) берет на себя все большую роль в деле восстановления Ирака. И это правильное распределение обязанностей.
"Welt am Sonntag": Эксперты в Вашингтоне объясняют публичную дискуссию по поводу существующих разногласий слабостью Кондолизы Райс. Вы с этим согласны?
Олбрайт: Эта критика не корректна. Любой советник по национальной безопасности делает именно то, что хочет от него президент. Очень трудно судить со стороны, работает ли Кондолиза Райс эффективно или же она лишь выполняет пожелания Буша. Но мы знаем, что министр обороны Рамсфелд (Rumsfeld) и вице-президент Чейни (Cheney), который имеет параллельную структуру безопасности, долгое время имели в своих руках большую часть властных полномочий.
"Welt am Sonntag": А разве наличие такого рода параллельного Совета безопасности у Чейни полезно для политики США?
Олбрайт: Нет.
"Welt am Sonntag": Из-за хаоса в Ираке Буш потерял поддержку среди американского населения. Каким образом это может повлиять на президентские выборы в следующем году?
Олбрайт: Этого сегодня пока никто не знает. Однако уверенность в том, что Буш проиграет, растет. Преимущество может быть незначительным.
"Welt am Sonntag": Экономика все еще остается важной темой, как и во время избирательной кампании Клинтона (Clinton) в 1992 году, когда он одолел победителя в войне в Персидском заливе Буша-старшего. Или же все изменилось со времени событий 11-го сентября?
Олбрайт: Ситуация изменилась. Американцы чувствуют себя уязвимыми. Внешняя политика и национальная безопасность сейчас намного важнее, чем тогда. И если в следующем году каждый день будут погибать два или три военнослужащих, то данное обстоятельство станет одним из вопросов, вокруг которого будет строиться избирательная кампания. С другой стороны, американцы сталкиваются каждый день с экономикой. Они задают себе вопрос: куда подевались за прошедшие три года рабочие места?
"Welt am Sonntag": Вы всегда выступали за усиление ООН. Как бы Вы охарактеризовали ее нынешнее состояние?
Олбрайт: ООН оказалась в тупике самоанализа и критики извне. Это может иметь очень разрушительные последствия или оказаться очень полезным. Я думаю, Вы тоже понимаете, что необходимо проведение широких реформ. Если правильно за них взяться, а Кофи Аннан тот человек, который подходит для этого, тогда может получиться. Но ему нужна также поддержка государств-членов ООН?
"Welt am Sonntag": Какая из реформ необходима в первую очередь?
Олбрайт: Реформа Совета безопасности. Но эта реформа напоминает чем-то кубик Рубика. Каких членов туда принимают, каких нет? Что делать, например, с Индией, и что делать с ЕС? Если у ЕС единая внешняя политика, один министр иностранных дел, то он должен иметь в Совете безопасности только одно место. Но я не могу себе представить, чтобы Великобритания или Франция отказались от своего права вето.
"Welt am Sonntag": Вы создали группу из бывших министров иностранных дел стран Европы, Канады и США, чтобы добиться улучшения трансатлантических отношений, и говорите, что эти отношения рассматриваются за рамками национального эгоизма. Могла бы эта группа стать инициатором проведения реформы ООН?
Олбрайт: Что-то вроде этого. Да. Нам для этого нужны люди из многих стран мира, которые поняли значение ООН. Насколько я понимаю, Кофи Аннан намерен создать группу из высокопоставленных людей для проведения реформы.