Как отмечают банкиры и наблюдатели, арест главы «Юкоса» Ходорковского, который является самым богатым человеком России, вызовет обеспокоенность инвесторов. О чем думают сейчас иностранные инвесторы? Эксперт инвестиционного банка в Москве ответил на этот вопрос так: «Два слова: бегство капитала». Спецслужбы арестовали Ходорковского прямо на борту его частного самолета и сразу доставили его в Генпрокуратуру.
Олигарх был обвинен в мошенничестве, подделке и уклонении от уплаты налогов, и он проведет в камере предварительного следствия два месяца, прежде чем следственные органы решат, нужен ли судебный процесс по его делу. Адвокаты Ходорковского сказали, что на этой неделе они подадут апелляцию. По мнению целого ряда аналитиков, если Ходорковский останется под арестом, курс акций на российском фондовом рынке может подешеветь на 5-10%, а акции нефтяных компаний еще долгие месяцы будут терять в стоимости. В среднем предсказывают, что падение котировок акций на российском фондовом рынке составит около 20% от уровня, достигнутого в начале месяца.
Посол США в России Александр Вершбоу заявил в воскресенье, что арест главы «Юкоса» «может отрицательно отразиться на инвестиционном климате России» и «вызовет новые сомнения среди иностранных компаний и потенциальных инвесторов». Арест стал результатом правительственного расследования в отношении «Юкоса», которое началось летом, а также следствия правоохранительных органов, которое, по мнению аналитиков, было обусловлено политическими причинами. Судя по всему, Ходорковский оказался в опале у президента Путина, который не хочет допустить вмешательства олигархов в большую политику. Два других олигарха Владимир Гусинский и Борис Березовский отправились в добровольную эмиграцию после того, как их отношения с президентом Путиным обострились.
Арест Ходорковского происходит на фоне попыток правительства России привлечь иностранных инвесторов в нефтяной сектор России. В течение более года Россия позиционировала себя как более стабильный поставщик нефти, чем Ближний Восток. Как российское правительство, так и частные компании проявляли готовность сотрудничать с иностранцами. Ранее в этом году нефтяная компания British Petroleum (ВР) объявила, что планирует вложить более 6 млрд. долларов в сделку с российской нефтяной компанией ТНК.
По инициативе российской стороны в сентябре в родном городе Путина Санкт-Петербурге состоялась конференция по нефтедобывающей промышленности. В ходе форума Путин принял глав крупнейших нефтяных компаний мира. Кроме того, стало известно, что компания Exxon Mobil вела переговоры с «Юкосом» с целью покупки значительной доли его акций. «Юкос» заявил о своей готовности продать этому нефтяному гиганту до 40% своих акций, то есть сумма сделки может достигнуть почти 25 млрд. долларов.
При этом неясно, что должен означать арест Ходорковского для Exxon Mobil, в то же время представитель этой американской компании отказался комментировать текущие переговоры с «Юкосом» и арест Ходорковского. Но эксперты по российской нефти считают, что арест олигарха охладит пыл иностранных инвесторов в нефтяном секторе в целом. «Путем ареста олигарха российское правительство, скорее всего, дает понять, что приход иностранных компаний в нефтяной сектор страны нежелателен», - считает Джулия Нэни (Julia Nanay), эксперт по российскому нефтяному бизнесу и один из руководителей консалтинговой компании в Вашингтоне PFC Energy.
В то время как Россия проводила эксперимент со свободным рынком, многие ее граждане и лидеры неоднозначно относились к намерению иностранцев вкладывать капитал в нефтегазовую индустрию, которую многие россияне рассматривают как национальное достояние. Арест Ходорковского, казалось, предоставляет возможность для публичного обсуждения проблемы, поскольку все более реальной становится возможность сделки между «Юкосом» и иностранными компаниями.
«Я полагаю, что для иностранных инвесторов не может быть более сильного сигнала тревоги, чем сам арест Ходорковского, ибо государство показало свою готовность нарушить нормы правового государства», -
- считает Роберт Амстердам из юридической фирмы Amsterdam and Peroff, которая представляет интересы двух коллег Ходорковского из «Юкоса», которые были арестованы ранее в этом году.
Джулия Нэни считает, что речь идет не только о том, что «продажа части акций «Юкоса» передаст часть российских нефтяных запасов под контроль иностранных компаний». По ее словам, «эта сделка также узаконит богатство, которое, по мнение многих россиян, было незаконно присвоено в ходе приватизации в России в середине 90-х годов».
До сих пор российским нефтяным компаниям удавалось без иностранных инвестиций увеличивать нефтедобычу на тех месторождениях, где производство резко упало после распада Советского Союза. «Если Россия действительно хочет увеличить производство и экспорт нефти, ей для разработки новых, более сложных, месторождений потребуются иностранные инвестиции», - считает Джулия Нэни. «Но я не знаю, - продолжает она, - действительно ли российское правительство хочет увеличить нынешний объем добычи нефти».
Российская бизнес-элита опасается, что арест Ходорковского является предтечей более активного наступления на интересы предпринимателей. Она не склонна полагать, что наказание нефтяного магната обусловлено всего лишь тем, что тот посягнул на интересы Кремля. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) провел в субботу экстренное заседание. По словам главы РАО «ЕЭС» Анатолия Чубайса, позиция РСПП была недвусмысленной. «Российский бизнес, причем не только олигархи, но также представители среднего и малого бизнеса, не доверяют политическим лидерам России, - заявил он в телеинтервью в конце минувшей недели. - Бизнесмены хотят знать, есть ли у них будущее или же их ждет участь Ходорковского».
Однако такого рода опасения, скорее всего, преувеличены. Старший экономист московского отделения инвестиционного банка Brunswick UBS Элэсдэр Брич (Alasdair Breach) считает: «Арест Ходорковского - это логическое завершение растущего конфликта между ним и президентом. Если был бы арестован другой олигарх, это было бы хуже».
По мнению стратегов, инвестиции в российскую экономику все еще осуществляются с оглядкой на политику. «Кое-кто забывает, что речь идет о развивающейся экономике, - заявил Кристофер Уифер (Chris J. Weafer), главный стратег в компании «Атон». - Вопрос для инвесторов состоит в том, идет ли речь о капиталовложениях в страну, большую по масштабам, чем Венесуэла, или же ее можно в какой-то степени сравнить с Малайзией».
Согласно журналу Forbes, личное состояние главы «Юкоса» составляет около 8 млрд. долларов. В 2002 в список самых богатых людей планеты, представленный журналом Forbes, были включены 17 миллиардеров из России, в то время как еще в 2000 году в этом списке не было ни одного россиянина. Теперь судьба «Юкоса» находится в руках Путина. «Может быть, Exxon Mobil или другая компания все еще могут рассчитывать на покупку акций «Юкоса». Вопрос лишь в следующем: захочет ли этого сам Путин?», - считает Элэсдэр Брич из банка Brunswick UBS.