Ходорковский все равно бы оказался в камере, даже не полети он в Сибирь. Конфронтация между Кремлем и сверхбогатым «олигархом» продолжается с июля. У 40-летнего предпринимателя есть политические амбиции. Это мешает. 6-го декабря в России пройдут выборы парламента, баллотироваться собираются несколько менеджеров концерна «ЮКОС». Ходорковский, правда, отрицает, что собирается выставлять свою кандидатуру на выборах президента в 2008 году. Но ясно одно, что он добивается политического влияния.
В демократических странах это не является преступлением. В условиях путинской «управляемой демократии» все иначе. В ходе «дикой приватизации» в начале девяностых годов ни один из нынешних капитанов экономики не зарабатывал свои деньги честным путем: людям, подобным Ходорковскому, можно предъявлять обвинение в любой момент.
Пользующиеся политическим влиянием олигархи Борис Березовский и Владимир Гусинский это поняли и эмигрировали. Михаил Ходорковский не побоялся попробовать свои силы - и теперь проиграл.
То, что арест наносит, во-первых, значительный ущерб экономике, Кремль не беспокоит. Ястребы из спецслужб, являющиеся главными советниками Путина, хотят обеспечить свою политическую власть на долгую перспективу. Пересматривать итоги приватизации они вряд ли собираются, они на ней тоже неплохо зарабатывают.
Проблема при этом заключается в другом: в России 17 миллиардерам, таким, как Ходорковский, противостоят 40 миллионов человек, живущих за чертой бедности. Вопрос стоит так: сделают ли что-то для общества люди, обогатившиеся за счет этого общества: в форме некоего «налога на олигархов» или в виде фонда для целей образования.
То, что по этому поводу не ведется никакой дискуссии, свидетельствует о том, что речь идет не о законности приватизации. До тех пор, пока олигархи поддерживают партии, близкие к Кремлю, до той поры они могут загребать деньги. Однако у кого появляются политические амбиции, тот должен предстать перед прокурором. Таковы правила игры реформатора Путина.