«Последнее сражение», так вчера озаглавила газета «Известия» сообщение об аресте российского нефтяного магната Михаила Ходорковского. И именно так охарактеризовал этот 40-летний человек нападки Генеральной прокуратуры «исключительно по политическим мотивам» на крупнейший российский нефтяной концерн «ЮКОС» в своем последнем интервью, которое он дал за девять часов до своего ареста в Сибири.
Вчера стало ясно, что имел в виду под этим глава четвертого в мире по объемам добычи нефти концерна, акции которого котируются на рынке ценных бумаг. Глава Кремля отказал Союзу предпринимателей РСПП в просьбе встретиться с представителями ведущих концернов России, чтобы обсудить вопрос сомнительных с юридической точки зрения следственных действий органов правосудия. Перед этим РССП публично высказал в адрес органов юстиции недоверие российских предпринимателей.
Путин занимает четко стоит на стороне ястребов из кремлевской администрации, которые уже не один месяц требуют проведения масштабной компании против крупных предпринимателей, называемых олигархами. Вчера в связи со следственными действиями в отношении концерна «ЮКОС» он предупредил свое правительство, чтобы то не занималось спекуляциями и «не впадало в истерию». Глава государства отреагировал этим затыкающим рот указанием на просьбы об отставке политиков либерального толка из своего окружения, пытаясь не допустить открытой схватки среди политического руководства за выбор направления развития.
Действительно, между правительством и Кремлем наблюдается раскол. Если премьер Михаил Касьянов и министр экономического развития Герман Греф пытались все последние недели смягчать напряженность вокруг истории, связанной с «ЮКОСом», то Путин, находясь в лагере своих бывших коллег по КГБ, выступает за жесткий курс в отношении Ходорковского. Этот лагерь и его Институт национальной стратегии требуют «восстановления государственного контроля «над ключевыми отраслями промышленности: над нефтяным и газовым секторами, над металлургической промышленностью и транспортом». В глазах его критиков бывший агент КГБ Путин приобретает все больше черт, которые были характерны для него в прошлом, когда он являлся сотрудником спецслужбы.
С целью воспрепятствовать тотальному контролю со стороны кремлевских кадров КГБ, РСПП недавно предложил, чтобы самые крупные концерны выделяли больше средств на социальные нужды для 50 млн. человек, вынужденных жить за чертой бедности. Одним из немногих, кто отклонил этот проект, был Ходорковский. За несколько часов до своего ареста он сказал: «Я против проекта: неприкосновенность в обмен на благотворительность. Заплатишь один раз, потом они потребуют еще больше. Если выбирать между собственностью и гражданскими правами, то я выбираю право».
Несмотря на такую решительность, у Ходорковского в России мало сторонников. По мнению Александра Рара (Alexander Rahr), эксперта по России из Немецкого общества по проблемам внешней политики (DPGA), его арест с ликованием встретило 80% населения России. «Это борьба добра со злом - олигархами», - говорит Рар. Данную проблему можно прекрасно разыграть в ходе избирательной кампании по нынешним выборам парламента и президента в следующем году. Помимо этого Рар считает, что меры воздействия ограничатся главой «ЮКОСа». Если газовая отрасль с «Газпромом» во главе все еще остается в руках государства, то нефтяная промышленность в целом и общем уже приватизирована. «Со времени событий 11-го сентября 2001 года повысилось значение нефти, и больший вес приобрел Путин. Этого он просто так из своих рук не упустит».
Кто виноват в эскалации событий - Путин или Ходорковский - это, по мнению профессора экономики Свободного университета Берлина, не имеет значения. Инвесторы в данном случае поставлены «перед исключительно трудной дилеммой». Случившееся показывает, «что в России отсутствует система, которая могла бы проводить надежную грань между криминальным и полукриминальным миром. Это делает рискованной игру даже для тех, кто ни в чем не виноват».
Конец карьеры
Серьезное обвинение: Михаил Ходорковский обвиняется по семи параграфам, начиная от мошенничества и неоднократной растраты средств и кончая неуплатой налогов в размере более 1 млрд. долларов США. Серьезное наказание: если 40-летний олигарх будет признан виновным, ему грозит наказание в виде тюремного заключения сроком на десять лет. Пока санкция на арест выдана на срок до 30-го декабря. Миллиардер сидит в переоборудованной под тюрьму больнице. В ее камерах находятся 3 500 заключенных, хотя она рассчитана только на 2 500 человек. Хладнокровное поведение: «Наше поколение уже не боится так государство, как наши родители. Моя жена перед допросом не собирает мне в дорогу сумку с зубной пастой и полотенцем», - сказал недавно, еще до ареста, нефтяной магнат.