Если президент действительно хочет остановить «спекуляции и истерию», то он ошибся, выбирая тон: то, что Владимир Путин отказывается от любого разговора с руководителями российской экономики вряд ли может успокоить последних.
Наоборот, они еще больше будут беспокоиться за свои деньги и свободу. После того, как глава крупнейшего нефтяного концерна оказался за решеткой московской тюрьмы «Матросская Тишина», другие олигархи уже не могут спать спокойно.
А иностранные инвесторы? Они трижды подумают, прежде чем переводить новые миллиарды на российские счета: в этой стране нет правовой и инвестиционной безопасности.
Глава Кремля, конечно, прав: закон должен быть един для всех, «независимо от того, сколько миллионов на счету».
«Речь идет ни об одном отдельном капиталисте-разбойнике»
Кто мошенничает, тот должен за это отвечать. Однако Путин понимает, что в истории с Ходорковским речь идет не об одном «капиталисте-разбойнике». В России свои деньги делали незаконным путем все крупные предприниматели.
Это была сделка периода сомнительной приватизации в бытность первого президента Бориса Ельцина. Это была заданная государством система, и она стала фундаментом российского капитализма. Кто хочет поставить это, спустя десять лет, под вопрос, тот должен затевать тяжбу со всеми олигархами и вновь продавать их предприятия. Последствия для набирающей темпы экономики были бы катастрофическими.
Претензии на власть вместо стабильности
Хотя Путин понимает это, он продолжает рисковать стабильностью в экономике. Президент и его команда из числа офицеров спецслужб не желают, чтобы их власть оспаривали политически амбициозные олигархи.
Для Путина это означает всякий раз кризис на рынках и проблемы в правительственных кругах зарубежных стран. Глава Кремля понимает, что инвесторы и правительства делают ставку на стабильность, когда задают вопросы относительно гарантий для их денег и их политики.
Правовое государство как таковое редко оказывается в выигрыше от кратковременных скачков на бирже или скандалов, связанных с фактами, накопленными в правительственных досье. Пример - все еще коммунистический инвестиционный рай под названием Китай. Одним словом, все ли правильно делает, подключая против олигарха Ходорковского органы юстиции, циник от власти Путин? Как раз нет.
Важное трезвучие
Реформы, рассчитанные на перспективу, в которых нуждается Россия, это сочетание демократической политики, правового государства и свободной экономики. До тех пор, пока Путин не добьется этого трезвучия, его Россия будет оставаться там, где она застряла в советские времена.