Выступая вчера на совещании с членами правительства, президент России Владимир Путин призвал прекратить "спекуляции и истерику", вызванные арестом Михаила Ходорковского. "Все должны быть равны перед законом, - сказал президент Путин, - независимо от того, сколько миллиардов долларов числится на личных или корпоративных счетах того или иного человека".
Хорошо, если бы это было правдой. Что бы г-н Ходорковский ни сделал, его арестовали не только за совершенные преступления. Если бы российские власти собрались задержать всех богатых бизнесменов за нарушение ими законов во время накопления капиталов в прошлом десятилетии, то было бы арестовано гораздо больше человек. На самом деле арест г-на Ходорковского рассматривается в России как политический акт - и, возможно, как начало реальных перемен в официальном отношении России к частной собственности и к капитализму в целом.
Г-н Ходорковский выделяется в России тем, что он сделал свою компанию и ее отчетность более прозрачными, чем его конкуренты. Несмотря на то, что происхождение его империи покрыто мраком, он в некотором роде является первым настоящим капиталистом России - и как настоящий капиталист, он без колебаний принял участие в формировании демократической системы России, финансируя политические партии, в том числе и оппозиционные г-ну Путину. Арест г-на Ходорковского служит ясным сигналом остальным россиянам, что никто не застрахован от произвола и политических прихотей Кремля.
Этот арест также показывает, что российские власти уделяют гораздо больше внимания уничтожению политических соперников, чем развитию российской экономики. В последние месяцы отток капиталов из России уменьшился, так как российские бизнесмены почувствовали уверенность в правовой системе страны. Однако после ареста г-на Ходорковского фондовый рынок обрушился. Крупные инвесторы, в том числе и западные нефтяные компании, возможно, могут быть уверены, что у них достаточно связей в Кремле для того, чтобы остаться в России, однако мелкие инвесторы, скорее всего, покинут страну.