В Китае проявляют большое внимание к ситуации, связанной с арестом российскими властями нефтяного магната Михаила Ходорковского. Ожидающий теперь обвинения глава нефтяного концерна был одним из важнейших сторонников строительства нефтепровода из восточносибирского Ангарска в китайскую нефтяную столицу Дацин в провинции Хайлунцзян и партнером на переговорах по данному вопросу. Предполагалось, что по нефтепроводу протяженностью 2 400 километров в Китай будет перебрасываться ежегодно, с 2005 года по 2030 год, до 30 миллионов тонн нефти, спрос на которую в стране со стремительно растущей промышленностью увеличивается.
Строительство трассы было запланировано уже на этот год. Впрочем, проект длительное время находился под угрозой в связи с наличием альтернативной идеи: Япония предложила россиянам исключительно благоприятные условия финансирования, если те построят нефтепровод в Находку, что на Дальнем Востоке, откуда можно было бы поставлять нефть не только в Японию, но и в Южную Корею и в США. Во время своего визита в сентябре этого года в Китай премьер Михаил Касьянов сказал, в частности, что Москва будет соблюдать достигнутые соглашения, но не дал никаких гарантий, что проект действительно будет реализован.
Российское информационное агентство «Интерфакс» сообщило два дня назад со ссылкой на Сан Вонгцзяна (Sun Yongxiang), сотрудника Центра по исследованию и развитию при Государственном совете, что Пекин пока не заметил каких-либо изменений в позиции Москвы. И все же арест нефтяного миллиардера, по его словам, будет иметь последствия для проекта.
Китайские средства массовой информации сообщили об аресте Ходорковского сразу же, но ушли от любого упоминания в этой связи нефтепроводного проекта. Несколько раньше китайские газеты сообщали, что российское правительство поддерживает государственную нефтяную компанию «Транснефть», которая выступает за строительство нефтепровода в Находку, минуя Китай. На симпозиуме специалистов в области энергетики двух стран, проходившем на прошлой неделе в Шанхае, китайские участники мероприятия уже высказывали свое полное непонимание на тот случай, если проект потерпит фиаско.
Строительство трубопровода с финансовой и технологической точек зрения является самым подготовленным совместным проектом двух стран за последние несколько лет. Провал проекта мог бы иметь политические последствия. «Если уж такие сложности возникают с проектами на двухстороннем уровне, то еще более проблематичным может оказаться сотрудничество в рамках Шанхайской организации сотрудничества» (ШОС), - процитировало «Интерфакс» китайского эксперта Цзян Ванченга (Xing Guangcheng).
Созданная в 2001 году ШОС, в которую помимо Китая и России в ходят также Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан, имеет целью расширение экономического сотрудничества, а также совместную борьбу с терроризмом и противодействие американскому влиянию в регионе.