Москва, 28 октября 2003 года. Арест богатейшего человека России вызвал политические волнения в Кремле, где, как утверждают инсайдеры и аналитики, местные реформаторы пришли к выводу, что в борьбе за выбор пути для своей страны проиграли ветеранам КГБ, которые сплотились вокруг президента Владимира Путина.
В то время как российский премьер-министр настаивал, что "нет необходимости паниковать", фондовые биржи понемногу оправились от драматичного обвала в понедельник, и внимание переключилось на политические последствия. Решение о заключении в тюрьму миллиардера Михаила Ходорковского, как считают местные аналитики политических проблем, последовало за многими месяцами внутренних баталий в Кремле, в которых бывшим сотрудникам спецслужб удалось одержать верх в вопросе об уголовном преследовании величайшего символа нового капитализма России.
"Эта борьба реальна и ведется она не по поводу отдельных личностей, но по поводу стратегии развития России, - сказал политический советник Сергей Марков, который тесно взаимодействует с Кремлем. - Речь о том, кто станет главным локомотивом российской стратегии, большой бизнес или государство? К этому примешивается также внешняя политика: станет или нет Россия и дальше поворачиваться в сторону Запада?"
Борьба достигла такой остроты, что во вторник вечером широко распространились слухи о том, что глава администрации Путина Александр Волошин, лидер кремлевского крыла, которое выступает за либерализацию экономики, собирается уходить. Ряд источников, близких к Кремлю, сообщили, что им было сказано, что г-н Волошин написал прошение об отставке. Пресс-служба Кремля во вторник вечером заявила, что не может ни подтвердить, ни опровергнуть эти сообщения.
Слухи об уходе г-на Волошина неоднократно распространялись и прежде, но никогда столь интенсивно. Даже некоторые из тех, кто не принимал во внимание прежних спекуляций, сказали, что на этот раз Волошин все-таки уйдет, если не сразу, то после парламентских выборов 7 декабря. Многие реформаторы стали бы интерпретировать его уход как окончательную победу группировки сотрудников спецслужб, или "силовиков".
Г-н Волошин, таинственный закулисный игрок, возглавляет группировку тех, кто остался в Кремле из администрации президента Бориса Ельцина, которая известна как "Семья", и в которую входит также премьер-министр Михаил Касьянов. Эта группировка поддерживает тесные отношения с крупными бизнесменами, так называемыми "олигархами", такими, как г-н Ходорковский. В частном порядке г-н Волошин выражал свои антипатии к "силовикам", а также говорил о своей возрастающей неспособности их контролировать.
Прошедшим летом, после того как прокуроры начали расследования против г-на Ходорковского и его команды, один иностранный визитер задал г-ну Волошину вопрос, способен ли тот остановить кампанию. "Надеюсь, что да", - ответил г-н Волошин. Однако он сразу же добавил, что не уверен в этом.
Другие связанные с этой группой кремлевские чиновники в частном порядке говорили своим знакомым уже после ареста г-на Ходорковского, что они в отчаянии и ищут возможность уйти. Они все сильнее критикуют г-на Путина и его окружение, состоящее из ветеранов КГБ.
"Мне представляется, что президент находится под влиянием тех сил, относительно которых я его предостерегал, тех сил, которые весьма близки к президенту и используют эту близость для его дезинформации, - сказал во вторник политический консультант президентской администрации Глеб Павловский в комментарии газете "Время Новостей". Г-н Павловский не так давно предупреждал, что "силовики" готовят заговор. "Целью этих людей является захват власти в политическом центре страны, - заявил он новостному интернет-изданию "Gazeta.ru". Он критиковал также г-на Путина, назвав сделанное президентом в понедельник заявление о том, что дело Ходорковского должны решать прокуроры, "классическим аргументом из сталинской эпохи".
Лидерами "силовиков" в Кремле, по заявлениям инсайдеров и аналитиков, являются заместители главы президентской администрации Виктор Иванов и Игорь Сечин, оба бывшие сотрудники КГБ. Близкие к г-ну Ходорковскому люди заявляют, что эти двое лично руководят кампанией против него.
Во вторник к г-ну Ходорковскому, находящемуся в тюрьме "Матросская Тишина", был впервые допущен его адвокат Антон Дрель. Адвокат отрицал обвинения против своего подзащитного и заявил, что намерен в среду обратиться в суд с ходатайством о его освобождении под залог.
Несколько известных правозащитников, в частности, Елена Боннэр, вдова легендарного диссидента Андрея Сахарова, назвали г-на Ходорковского "политзаключенным". Суд постановил содержать его под стражей до 30 декабря, как минимум. Во вторник аналогичный вердикт был вынесен в отношении арестованного в июле по обвинению в мошенничестве миллиардера Платона Лебедева, соратника г-на Ходорковского по компании "ЮКОС". Другие правительственные агентства заявили, что намерены пересмотреть лицензии "ЮКОС" в различных регионах страны.
Есть признаки, что прокуроры могут принять меры в отношении компании "Сибнефть", которая осуществила слияние с компанией "ЮКОС". Во вторник в прокуратуру поступило письмо от того самого члена нижней палаты парламента, на основании жалоб которого было начато расследование против "ЮКОС"; на этот раз парламентарий требует "пересмотреть результаты приватизации 'Сибнефти' в 1990-х годах". Этот законодатель, некто Владимир Юдин, утверждает, что "51% 'Сибнефти' был отнят у государства абсолютно бесплатно".
Однако г-н Касьянов и другие члены кабинета министров пытаются успокоить инвесторов, которые опасаются более широкого пересмотра результатов приватизации, несмотря на данные г-ном Путиным в понедельник заверения в обратном. Индекс деловой активности фондовой биржи РТС сегодня вырос почти на 5%, тем самым, вернув себе примерно половину понесенных в понедельник 10-процентных потерь, тогда как котировки акций "Сибнефти" поднялись на 9%, то есть вернули почти половину потерянного.
"Вчера ситуация была напряженной, но нет необходимости паниковать, сказал г-н Касьянов на пресс-конференции в Москве. - Нам необходимо принять все меры, чтобы стабилизировать и восстановить рынок".