Вовлеченными в историю вокруг нефтяного концерна «ЮКОС» и его главы Михаила Ходорковского оказываются все новые люди. Теперь эта история коснулась также могущественного и влиятельного руководителя кремлевской Администрации Александра Волошина. Волошин, прежний союзник Бориса Березовского, считался представителем интересов клана Ельцина, группы из политиков и олигархов, обогатившихся в период правления Ельцина.
Глава администрации, как сообщали вчера московские средства массовой информации, якобы подал еще в субботу, будучи недовольным арестом Михаила Ходорковского, заявление об отставке. Путин, якобы, опять же по неподтвержденной информации, был не против этого и попросил подготовить соответствующий указ.
По поводу отставки сразу же появилась масса слухов. «Волошин уходит», - под такими заголовками вышли газеты «Ведомости» и «Русский курьер». «Ведомости» даже назвали имена возможных преемников: Владислава Суркова, заместителя Волошина, и Владимира Якунина, вице-президента АО «Российские железные дороги». «Волошин увольняется, но не уходит», - предполагает, однако, «Независимая газета».
Кремль попытался успокоить связанные с этим волнения. Агентство «Интерфакс» процитировало вчера анонимный источник, согласно которому, «в настоящий момент никакого указа о кадровых перестановках в Администрации президента не существует». Один из депутатов Думы считает отставку в данный момент маловероятной. «Коней на переправе не меняют», - сказал он, имея в виду предстоящие выборы, в подготовке к которым Волошин играет ключевую роль.
Тем не менее, слухи являются отголоском схватки за власть за стенами Кремля, которая приобрела в настоящее время особую остроту. Старые кадры, группирующиеся вокруг прошедшего огонь и медные трубы Александра Волошина, это в большинстве своем - представители ельцинского клана, вынуждены вести оборону перед натиском новых людей с погонами на плечах, которых привел в Кремль Владимир Путин. Во главе их стоят заместители главы Администрации Игорь Сечин и Виктор Иванов.
При этом речь идет не только о влиянии на нынешнюю политику Кремля и президента. Речь для них идет, прежде всего, о направленности развития страны в период второго президентского срока Путина; о позициях, имеющих стратегическое значение и являющихся не только доходными, но и открывающих возможность решать вопрос относительно кандидатуры преемника Путина на выборах 2008 года. Дело в том, что переживающие свой взлет «силовики», сотрудники спецслужб и военных, хотят обеспечить свои властные позиции на период после истечения второго президентского срока Путина, поскольку последний, согласно конституции, баллотироваться больше не сможет. Свой замысел они могли бы с изяществом реализовать, получив возможность выдвижения угодного им кандидата на пост президента, который бы обеспечил «преемственность власти». Ключевое значение в данном случае приобретает пост главы Администрации с его широкими полномочиями и доступом к информации о том, что творится во властных структурах. Беспокойство по поводу возможной отставки Волошина объясняется лишь той ролью, которую этот институт играет в России. Его иногда сравнивают с теневым правительственным кабинетом, но значение данного органа выше. Здесь, скорее, можно было бы приводить сравнение с прежним Политбюро.
Дело в том, что все важное, что происходит в стране, все решения, принимаемые правительством, не проходят мимо Администрации, выносящей свое одобрение или неодобрение. Крупные, сомнительные сделки в рамках приватизации девяностых годов, к которым сегодня с таким неудовольствием, и по праву, относится президент Путин, тоже не состоялись бы без участия кремлевских придворных. Такой принцип действий не претерпел изменений до сегодняшнего дня.
Большую часть своей власти Администрация черпает из того обстоятельства, что она готовит проекты президентских законодательных документов, проекты указов, указаний, заказов, осуществляет контроль над соблюдением законов. Она, кроме того, отвечает за связи с партиями и организациями в стране, а также с зарубежными политиками, за анализ обстановки в стране и в мире. И все это ложится на стол главы администрации.
Путинские сотрудники спецслужб предпочли бы считать этот пост своим сегодня, а не завтра. Уйди Александр Волошин, и за этим последовали бы глубокие изменения в политических структурах России: позиции клана Ельцина были бы ослаблены. С учетом эффекта домино ослабли бы также позиции премьера Михаила Касьянова, которого причисляют к этому же клану. В Кремле окончательно взяли бы верх спецслужба и военные со своими представлениями об управляемой экономике.
Преследование нефтяного концерна «ЮКОС» является частью этой жесткой схватки за власть. Сейчас взята на мушку вошедшая в состав концерна компания «Сибнефть». Тот же самый депутат Думы, инициировавший историю с «ЮКОСом», направляет теперь в Генеральную прокуратуру запрос с требованием разобраться, насколько законной была приватизация «Сибнефти» в 1995 году. Таким образом, под обстрелом с полным основанием оказывается и «Сибнефть».