Любляна и Вашингтон, 3 ноября 2003 года. Арест богатейшего человека России, нефтяного магната Михаила Ходорковского, является острым напоминанием об ограниченной приверженности президента России Владимира Путина демократии и либеральной рыночной экономике.
Российский президент заявляет, что аресты стали результатом деятельности "демократичной и хорошо сбалансированной в правовом отношении системы". Кого он обманывает? Продолжающееся падение котировок на российских фондовых биржах должно бы убедить Кремль, что никто не купился на доводы г-на Путина. Выяснение отношений с г-ном Ходорковским - прежде всего политическое дело. Г-н Ходорковский стал для российских властей политической проблемой.
И г-н Путин выбрал решение в духе КГБ: отправить его в тюрьму по обвинению в мошенничестве. В действительности г-на Ходорковского наказали за то, что он нарушил договоренность г-на Путина с олигархами. Г-н Путин, став президентом, потребовал от олигархов не вмешиваться в политику, пообещав за это не возобновлять расследований приватизационных сделок 1990-х годов.
Если наличие политических амбиций в путинской России считается уголовно наказуемым, тогда г-н Ходорковский, безусловно, виновен. Он был арестован, когда совершал поездку по стране, выступая с лекциями о демократии, хорошем управлении, экономическом либерализме и правах собственности. Не является секретом и то, что г-н Ходорковский делал большие пожертвования либеральной партии "Яблоко".
Замахнувшись железным кулаком на г-на Ходорковского, г-н Путин затеял игру, о которой, возможно, уже сожалеет. Российский индекс биржевой активности РТС почти не восстанавливается после того, как мгновенно опустился на 14% при известии об аресте г-на Ходорковского, а иностранный капитал снова уплывает из страны.
Поначалу г-н Путин, казалось, разделял такие ценности, как финансовый аскетизм, правовая прозрачность, уважение прав собственности и рыночная стабильность. Хотя сомнения в отношении его приверженности демократическим принципам существовали всегда, в экономике он действовал правильно. Однако с уходом из Кремля Александра Волошина, главного прорыночного советника г-на Путина, который подал в отставку из-за дела "ЮКОСа", будущее российского капитализма представляется мрачным.
Так почему же Кремль совершил откат? Дело в том, что, когда г-н Путин заключал свою сделку с олигархами, он неправильно оценил, кто в ком больше нуждается. Магнатам он был нужен, чтобы получить время для того, чтобы консолидировать свой бизнес и стать конкурентоспособными на международной арене. Однако от их успеха выгадывала в первую очередь путинская экономическая стратегия.
Если иностранные инвесторы уйдут из России, российской нефти угрожает неуверенное будущее, а это бросает тень сомнения на всю российскую экономику. Нападки Кремля на большой бизнес только лишь усугубляют эту перспективу. Зачем инвесторам держать свой капитал в такой обстановке?
Развал экономики России представляет угрозу безопасности Европы и Америки. Как им справиться с возвратом России в руки полицейского государства с неудовлетворенными имперскими амбициями? Что это означает для международной войны с террором? Обанкротившаяся Россия станет "черной дырой" между Европой и Азией. Никакой европейский и американский политик, если он находится в своем уме, не потерпит риска такого рода.
Пришло время предпринять упреждающие действия. Г-ну Путину следует предъявить ультиматум: либо он продолжает экономические и демократические реформы в России, в частности, освобождает из тюрьмы г-на Ходорковского и прекращает нападки на свободные средства массовой информации, либо он рискует тем, что Запад прекратит сотрудничество с ним. Если мы хотим, чтобы российский рынок снова оживился, крайне важна единая позиция Европейского Союза и Соединенных Штатов в осуждении авторитарных наклонностей г-на Путина. Если Вашингтон и Брюссель не пошлют четкого сообщения в этот раз, в следующий раз может быть поздно.